Антивоенный спектакль-читка «Справедливость для диктатора»

Jan 09, 2019 10:53


Дом прав человека (Воронеж), Международное молодежное правозащитное  движение, Инициатива «Война устарела» и Креативное пространство «Шаг»  (Псков) представляют спектакль-читку по пьесе Майкла Фута (псевдоним Кассиус) «Справедливость для диктатора» (по пьесе «Суд над Муссолини»). 

image Click to view


Пьеса написана в 1943 году. Суда над Муссолини никогда не было, но ( Read more... )

Аудитория, Граждане, Полития, Мир, Война, Люди, Ценности, Уроки, Литеры

Leave a comment

lev_shlosberg January 9 2019, 11:51:46 UTC
Вот очень подробный отклик Галины Сидоровой на "Радио "Свобода", 24 сентября 2018 года:
https://www.svoboda.org/a/29506278.html
К слову, в Пскове зрители вынесли такой же вердикт: 1. Виновен. 2. Не казнить.
---
Минувшую неделю я провела с воронежскими правозащитниками и оказалась свидетелем еще одного интересного проекта, тоже призванного подтолкнуть людей к размышлению. Начался он с того, что историк, переводчик, психолог Марина Фадеева в одном из букинистических магазинов Стамбула наткнулась на пьесу авторства некоего Кассиуса "Суд над Муссолини". Заинтересовалась, перевела. В результате в содружестве с начинающим режиссером и сценаристом Аленой Объездчиковой родился спектакль "Справедливость для диктатора", в котором заняты активисты Международного молодежного правозащитного движения, инициативы "Война устарела" и других правозащитных организаций Воронежа.

Кассиус - псевдоним британского журналиста, впоследствии одного из лидеров Лейбористской партии Майкла Фута. Пьесу он написал в разгар Второй мировой войны, по имевшимся у него документам, публикациям в газетах, интервью. Автор попытался представить, как мог бы выглядеть суд над Муссолини. Собственно, вышедшая в 1943 году пьеса как раз и есть этот вымышленный суд - с судьей, прокурором, адвокатом, свидетелями защиты и обвинения, в числе которых министры британского кабинета, с присяжными заседателями. В качестве подсудимого - Муссолини, из амбициозного молодого политика за двадцать с лишним лет превратившийся в безжалостного диктатора. Кассиус-Фут, а вслед за ним и авторы русской версии размышляют, как люди должны судить лидера, ввергшего свою страну в войну во имя призрачного величия и тем самым фактически ее уничтожившего, отдававшего приказы убивать и репрессировать политических оппонентов? Какова ответственность за случившееся граждан его страны, зарубежных политиков, войне и захватническим планам сначала потворствовавших, а потом их осуждавших. Речь идет о подлом вторжении в Эфиопию, о лжи, прикрывавшей десять тысяч "тайно" воевавших на стороне Франко итальянских добровольцев, впоследствии "явно" из Испании отозванных. Аналогии вполне очевидны.

У пьесы открытый конец. К моменту ее написания Муссолини еще не был казнен. Партизаны застрелили дуче вместе с его верной подругой Кларой Петаччи в апреле 1945-го, позже их тела были подвешены за ноги в Милане толпой разъяренных граждан.

В российском спектакле присяжные - зрители. В конце именно им предлагается проголосовать "виновен - не виновен", а потом поднять черную или белую карточку, за смертную казнь или против. Подавляющее большинство присутствующих - многие из которых сами подвергались в весьма жесткой форме преследованию властей, признав диктатора виновным, высказались против его смертной казни. Их вердикт - пожизненное заключение. А мне подумалось: удивительно, как наша "страшно-смешная" власть в лице ее главного носителя и бессменного президента сама роет себе могилу, разжигая в обществе злобу и ненависть к инакомыслящим, натравливая одних сограждан на других. Делает все, чтобы ее собственную судьбу когда-нибудь решали не эти интеллигентные, размышляющие о гуманизме и мире молодые люди, а те самые отморозки, которые сегодня с ее полного одобрения яростно громят выставки и лупят нагайками инакомыслящих. Решали не по суду, а по закону подворотни.

Reply


Leave a comment

Up