Листая старую тетрадь расстрелянного генерала, я наткнулся на старое фото, и воспоминания внезапно нахлынули на меня, растопляя все вокруг совестливой ностальгией о России, которую мы потеряли. На этом простом и душевном фото, сделанным неизвестным фотографом (возможно, это был демократический журналист и блоггер Рустем Другой еще до своего исхода в Норвегию) стоим втроем я, Соломон Хайкин с рукопожатным плакатом в поддержку Бориса Николаевича и справа Сёма Коццеленборген, узник совести и диссидент, недавно освободившийся из чекистского концлагеря. Соломон специально надел каску ради перфоманса и привлечение к себе дополнительного внимания.
Снимок сделан поздней осенью 91-го года, когда в воздухе реально веял запах свободы, когда начались рокочущие 90-е - золотое время разгула свободы и демократии. Все мы были воодушевлены ветром перемен, казалось, удалось окончательно решить русский вопрос - генетическую предрасположенность этого народа к тоталитаризму и варварству. Открывались все новые рестораны Макдоналдса, начались экономические реформы Гайдара (к сожалению, не оцененные быдлом и совками). Появились магазины с тремястами сортами колбасы, свобода торговли. Можно было беспрепятственно митинговать хоть целый день и весело тусоваться с другими диссидентами, радуясь падению режима.
Поверив, что дело сделано, многие интеллигенты и правозащитники серьезно расслабились, позабыв, что проклятый Сталин может дотянуться. Я эмигрировал в США, Константин Боровой занялся игрой на бирже, Соломон Хайкин увлекся казино. Позволив таки чекистской гидре поднять голову и совершить впоследствии захват власти. Это мой страшный грех и я сам себе его никогда не прощу. Вместо проведения полномасштабных люстраций, принудительного введения общечеловеческих ценностей и отпускания в свободное плавание Татарстана, Башкирии, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Что любому рукопожатному и приличному человеку, гею и демократическому журналисту до сих пор аукается. И я, вместе с моими сподвижниками, всем силами стараюсь исправить ошибки молодости и осуществить по-настоящему глобальную десталинизацию. Потому что жить надо не по лжи. Ведь никто кроме нас. За вашу и нашу свободу. Так победим!
С уважением, Лев Щаранский.