.
«Я - ЗОЩЕНКО», М.Студеновский, ТЕАТР МАСТЕРСКАЯ, СПб, 2023г. (10)
- Времена сейчас не вегетарианские. Вашему прадеду к гонениям не привыкать, но, тем не менее, не боитесь, что спектакли и по его произведениям начнут снимать?
- Я не так вижу современную ситуацию. Вы говорите - династия. Я правнучка и дочка советских и российских офицеров. Если бы Михаил Михайлович жил сейчас, то наверняка был бы на фронте, больше я не вижу его нигде.
Вера Зощенко, интервью после спектакля
В спектакле был и фронт и гонения, но не так, что в начале фронт (яЗощенко - герой), а в конце гонения (яЗощенко - страдалец).
Спектакль в содержательном плане очень сложно устроен. Главный герой - сам Зощенко, он пишет о себе и о других по-разному (как два разных писателя), и со временем меняется (меняется отношения человека к окружающим, отношение писателя к своим персонажам), но при том остается самим собой, тем же офицером, человеком серебряного века.
В этом смысле можно сказать, что он поставлен по-зощенковски и поэтому понравился правнучке. Спектакль по эту, нашу сторону 2022 года, вписывается в современную ситуацию отнюдь не через «невегетарианство».
По форме спектакль большой, многоплановый и сложносочиненный. Автобиография, рассказы, стихи. Собственно театр и кинематограф, Много музыки, много пластики. Получилось гармоничное сочетание разнородных элементов, даже удивительно для режиссера-дебютанта во взрослом театре. До «Зощенко» режиссер поставил в Мастерской два детских спектакля.
История автора (яЗощенко - Максим Студеновский, оголенно нервный, как пианист за роялем);
инсценировки его сатирических рассказов (остальные актеры играют по несколько ролей, выделяются Роберт Студеновский - неЗощенко, во всем антипод Максима, и Полина Сидихина, яркая своеобразная внешность отлично вписалась в визуальный стиль эпохи НЭПа);
другие авторы - Есенин (Сергей Паньков, очень удачно) и Блок (Михаил Гаврилов, неудачно, впрочем, задача представить Есенина проще, достаточно золотых кудрей, а как выйти на сцену Блоком, чтобы сразу узнали?).
Исходная точка - мизантропическое мировосприятие, сложившееся еще до революции. Что-то декадентское, как говорила Аркадина.
После революции, в промежутке между серебряным и стальным веком - сатира. Осколки серебряного века среди новых людей, новых гегемонов, "кто был ничем, тот стал ВСЕМ". Массы. Из трения масс, людей об людей высекаются комические искры. И такая сатира пользуется успехом и у бывших, к которым сам писатель принадлежал) и у нынешних (про которых он писал) и те и другие смеются над новыми временами и новыми людьми, никто не видит в таком отношении ничего оскорбительного, клеветнического. Пока не наступит стальной век, в который ни болезненная рефлексия Зощенко ни едкая сатира Зощенко категорически не вписывается.
Но и этот век заканчивается, "и это проходит", и наступает гармония.
- Тут я подумал о своих рассказах, которые заставляют людей смеяться.
Я подумал о смехе, который был в моих книгах, но не был в моём сердце.
Михаил Зощенко
Спектакль больше о том, что в сердце, чем о том, что в книгах (сатирических рассказах). Сатира, знаменитые рассказы Зощенко это второй план спектакля, который нужен, чтобы создать контраст с первым, главным планом. А в сердце была депрессия и рефлексия.
Соотношение между двумя составными частями, то есть отношение писателя Зощенко к другим людям, к своим персонажам (отношение яЗощенко к неЗощенко), по ходу спектакля изменилось.
В начале был полный контраст - в левом углу за письменным столом (он же пианино с клавишами) яЗощенко серебряного века, вокруг «мир ужасен, люди пошлы, их поступки комичны». В финале групповой портрет, как было принято изображать классиков золотого века. Писатель в центре, а вокруг расселись герои его сочинений. Полная закругленность и гармония. После всего.