.
«НЕБО ПОЗДНЕГО АВГУСТА», П.Шерешевский, ТЕАТР ДРАМЫ, Омск, 2023г. (6)
Спектакль в трех действиях. По трем современным пьесам. Пьесы поставлены не последовательно (в каждом действии по пьесе), а параллельно. Сцены из разных пьес играют вперемешку в одном условном сюрреалистическом пространстве.
Условность подчеркнута огромной в два человеческих роста скульптурой собаки (собака занимает огромное место в жизни главного героя одной из пьес).
Режиссура пост-модерн - сочетает показную условность с реализмом, гиперреализмом, пост-реализмом. Новая драма, музыкальные вставки, киноцитаты (из Тарковского), кукольный театр (в пьесе, которая дала название спектаклю, действие происходит на даче, макет дачи с дачным участком и фигурками дачников стоит на столе, его снимают на видеокамеру и демонстрируют на экране). Режиссер владеет всеми модными театральными фишками и совершенно свободно их перемешивает.
Игра вперемешку демонстрирует сходство трех пьес (и всех современных пьес новодрамовского направления) - снаружи документальный реализм, внутри чернуха. Так можно ставить не только эти три пьесы, но и любые три других. Или пять, или десять. Драматургия взаимозаменяема.
Режиссерский прием срабатывает в первом действии. На экране периодически возникают титры 2019, 2020, 2021 - конец эпохи, «поздний август» в названии имеет символическое значение (тем, кому нынешняя эпохи «после 2022го» кажется кошмаром, предшествующие годы должны представляться последними годами нормальной жизни, а режиссер напоминает, что тогда было так плохо, что хуже не может быть). Чувство полной безысходности возникает даже не от диалогов, а больше от крупных планов лиц героев в диалогах не участвующих, а просто молчащих. Молчание первого действия актеры играют очень хорошо (в качестве образца - лицо Эрланда Юзефсона из "Жертвоприношения", который собирается поджечь свой дом). Режиссерский месседж считывается прекрасно ("Жги!").
На первом действии и надо было остановиться. Уже в первом антракте было предчувствие, что во втором действии будет то же самое, а третьем - то же самое в третий раз.
На самом деле оказалось не так. Второе действие и вправду было повторением первого, а вот в третьем спектакль стал заваливаться. Постановка режиссерская, а кульминации пьес решены через актеров и актеры принялись грубо давить на эмоции, выпадая из "шерешевского" стиля.
Детская загадка - сколько будет три и три и три?
Ответ - ноль (дырка).