Одинокий голос саксофона

Oct 05, 2024 15:33

*
«ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ», К.Мишин, ТЕАТР им.ГОГОЛЯ, Москва, 2022г. (10)

Спектакль перенесли из малого зала на основную сцену. Сходил, посмотрел, что получилось.

Получилось еще лучше, чем было (см. https://lev-semerkin.livejournal.com/939266.html).

В малом формате этой постановке тесновато было. Видеопроекции более эффектно смотрятся, когда зрители не сидят вплотную к актерам (особенно видеопроекции на фигуры актеров). И игра близнецов с зеркалом лучше видна на расстоянии.

Теперь это полноценный спектакль большой формы.
Трехмерный:
- ширина сцены увеличилась и музыкальное сопровождение разнесено в стерео (слева саксофон, справа ударные),
- глубина сцены увеличилась, видеопроекции на черную декорацию создают особенное «фантасмагорическое» пространство (на идею спектакля работают размноженные условные фигурки людей),
- перепады высоты создают неплоскую среду для движения актеров, на ступеньках особенно эффектно смотрятся коллективные движения четырех Дорианов (немного напоминает «Лестницу» Буржуа - https://lev-semerkin.livejournal.com/798639.html ).

Драматическая составляющая опирается на классическую подачу текста «с выражением» (с четким интонированием, с выделением ключевых слов).
Когда-то она выглядела старомодной, а теперь выглядит свежо и необычно (теперь, когда все уже привыкли к разговорной манере, в этом зале сразу вспоминается, как говорили в ГогольЦентре, но можно и спектакли Богомолова вспомнить).
И каждое слово слышно, не нужно напрягать слух, и все литературные достоинства Оскара Уайльда проявляются - и отделка текста и содержательность доведенная до афористичности. А самое главное, при такой манере подачи текста он не заглушается музыкой (а она здесь звучит постоянно, и не фоном, а как основа самостоятельной акустической составляющей постановки), а также более естественно переходит в пение (размноженным фигурам Дориана соответствуют размноженные голоса, Дориан поет хором, а это уже напоминает Queen, самая правильная ассоциация для «Портрета Дориана Грея» - Is this the real life? Is this just fantasy?).

Пример классической подачи текста дает актриса старой школы - Людмила Чиркова в роли Портрета, она здесь еще и персонаж "от автора", "человек от театра", в ее лице не столько «накопленные пороки», сколько «накопленный опыт», мудрость (во многом знании много печали).

Но и голос молодого актера в роли Гарри (Алексей Кондратьев) звучит ничуть не хуже, этому персонажу выразительность особенно нужна, он формулирует идеологию.

Внешний облик у двух этих персонажей контрастный: Портрет, как и полагается, более статичен, а Гарри подкрепляет свои вычурные фразы вычурными жестами в белых перчатках.

Основа акустического пространства - музыка. Ударные инструменты задают фантасмагоричность и ритм для танца манекенов-дорианов. А саксофон - тоже человек от театра, только говорит он без слов, богато насыщенный тембрами и интонациями звук мужского голоса.
Музыканты начинают спектакль, люди от театра выходят в спецовках и проводят инвентаризацию материальных следов, оставшихся от этой фантастической истории, они его и заканчивают, подводят итог.

Со второго раза финальное соло саксофона еще более сильное впечатление произвело, эмоции более сложные, не просто внешний комментарий (приговор), а вовлеченный, сочувственный («жаль того огня»), голос из души, которая заглянула вниз, но по природе своей устремлена вверх (туда направлен звук последней ноты).

"Нет, это я, твоя душа, Джон Донн Оскар Уайльд.
Здесь я одна скорблю в небесной выси
о том, что создала своим трудом
тяжелые, как цепи, чувства, мысли".

И потом аплодисменты переходящие в овации. Не весь партер, но некоторая часть (и я в том числе) аплодировала стоя.

Надо сказать, что на этом спектакле зал театра им.Гоголя заполняется заметно лучше и принимает лучше, чем зал более раскрученного театра На Бронной на последних премьерах «Пигмалион» и «Гордая».

А вот выглядит театр намного хуже.
На Бронной сделали образцовый ремонт (новому художественному направлению театра соответствующую упаковку).
В театре им.Гоголя по минимуму.
На стене появились фотографии актеров. В зале мягкие кресла. Кое-какие детали, слишком явно напоминавшие о прежнем бренде, убрали. А в остальном - и так сойдет. Сохранили стиль оформления фойе и зала «ободрать и не покрасить», чтобы кирпичная кладка была видна. Стиль, который с ГогольЦентром гармонировал, а с театром им.Гоголя не очень.

театр

Previous post Next post
Up