*
В воскресенье у меня был день Коляды, два спектакля - утренний и вечерний, к ним примкнул вечерний субботний.
"ИВАН ФЕДОРОВИЧ ШПОНЬКА и его тётушка", Н.Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екб, 2018 г. (6)
"СЦЕНАРИЙ БЕЗАЛКОГОЛЬНОЙ СВАДЬБЫ", Н.Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екб, 2022г. (9)
"КОШКА НА РАСКАЛЕННОЙ КРЫШЕ", Н.Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екб, 2015г. (10)
На «Сценарий» пошел потому что премьера, подошел день и время, а вот название совсем не привлекало.
Что-то из серии Малого Коляды причем не штучного, а массового производства типа «Клуб брошенных жен», «Скрипка, бубен и утюг», «Не включай блондинку». Перед спектаклем подумал, что Коляда-режиссер и руководитель театра держит тот же высокий уровень, что был на первых гастролях На Страстном, а вот Коляда-драматург перешел на преподавательскую работу.
Оказалось нет, несмотря на чересчур базарно-завлекательное название пьеса прекрасно написана, мастерски. И прекрасно поставлена и прекрасно сыграна (ну как не сыграть такой текст имея такого уважительно относящегося к тексту режиссера и воспитанных на таких текстах актеров).
Спектакль - из лучших образцов Малого Коляды.
Есть завязка - визит простой женщины (Дарья Кызынгашева) к колдунье (Василина Маковцева), причем женщина оказывается значительно более бойкой, языкатой, чем колдунья и на этом парадоксальном сочетании выстроен замечательный актерский дуэт.
Действие развивается комедийно-стремительно с вбрасыванием новых персонажей (племянница женщины, сын колдуньи, сосед, напарник).
Но «со всеми остановками» - каждому персонажу дан момент истины, когда он рассказывает историю своей жизни или показательный случай из прошлого и эти драматические миниатюры заземляют комедийный, фарсовый сюжет.
Такие лихо мчащиеся истории очень трудно так же лихо остановить, вывести на финал, нужно придумать нечто особенное и Коляда придумал - появление "старушки, заблудившейся во времени" (Вера Цвиткис) переводит спектакль на метафорический план.
На «Шпоньку» и «Кошку» ходил по второму разу, результат оказался противоположный.
«Шпонька» смотрелся значительно хуже, чем в первый раз (
https://lev-semerkin.livejournal.com/781906.html), в первом действии мне и тогда и сейчас очень не хватало собственно действия, разрозненный набор эпизодов, которые кролик с рыбами склеить не могли. Но у него был прекрасный финал, который на этот раз был смазан плохой дикцией Ягодина. Вообще-то на этих гастролях и он и вся труппа значительно прибавили по части сцен-речи, за несколькими досадными исключениями, которые у Ягодина пришлись на самые важные слова в финале 1-го и 2-го действии «Шпоньки». Какие-то слова все-таки долетали (до моего второго ряда партера), второе действие выстроено более внятно и мало-помалу интерес загорелся и мысль пробилась.
«Кошка» прошла значительно лучше, чем в первый раз (
https://lev-semerkin.livejournal.com/662566.html )- и для меня это пока лучший спектакль нынешних гастролей.
Пачка предварительно купленных на эти гастроли билетов закончилась. Но так не хочется, чтобы заканчивался праздник и я запланировал устроить еще и День Балыкова (посмотреть две его постановки «Рогатку» и «А(й)дол», очень удачно поставленные в афишу гастролей в один день).
«Кошку» я смотрел с другим составом - с Ермоловой (а также с Колесовым в роли Большого Па и Макушиным в роли Гупера).
Нынешний состав был намного ровнее и спектакль актерского ансамбля в итоге оказался сильнее спектакля одной актрисы, пусть и грандиозной.
Все роли удались, все участники ансамбля сыграли в диапазоне от хорошо до прекрасно.
Хорошо - массовка «детей» (а сама эта линия одно из лучших режиссерских спектаклеобразующих решений Коляды), а также священник (Замураев) и Мэй (Плесняева) - эти двое играют в резко-утрированной сатирической манере, ровно по тексту и не ищут ничего своего.
А вот остальные актеры Маковцева, Федоров, Зимина и Тарасов выходят на сцену со своим лицом, говорят своими голосами (не прячутся ни за какие актерские масочки, приемчики), что производит очень сильное впечатление сверхнатуральности и сразу приковывает внимание.
Ягодин актер особый, от всех отдельный, его ни в первую ни во вторую группу включить нельзя, но в данном случае можно сказать что всю роль он ведет утрировано, физиологично (и так омерзителен, что хочется прибить его костылем, как выразилась одна зрительница в антракте), но в двух ключевых сценах - последний разговор с отцом и последний разговор с женой, словно выныривает, просыпается, открывается и присоединяется к ансамблю.
Отметил, как много в театре можно сделать не буквально по тексту автора, как бы «между слов» - роль Гупера (текста почти нет, а образ возник цельный и со своей правдой, не менее весомой, чем правда Маргарет),
а также две сцены безмолвного диалога в конце спектакля, в обеих сценах актерам помогает дверь:
- Зимина-Федоров (прощание «новосветских помещиков» и дверь, как нож гильотины, отрезает Большого Па, а в предыдущем эпизоде дверь открылась, чтобы впустить трагическое известие);
и Маковцева-Ягодин - прислонясь к дверному косяку, прямоугольник двери, словно «кровать вид сверху», они лежат по краям постели, но не отвернувшись друг от друга, не спиной, а лицом друг к другу, что дает первый проблеск надежды, который потом (после эффектного закатывания в ковер и раскатывания) закрепляется долгим, очень долгим финальным поцелуем, уже за пределами текста, после последней фразы Брика «Смешно, если это действительно так!».