*
«РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА. ВАРИАЦИИ И КОММЕНТАРИИ», П.Шерешевский, МТЮЗ, 2023г. (7)
Смотрится как московский ответ на «Джульетту» БДТ.
Но тут не соревнование Москвы и Петербурга (так как режиссер сам из Петербурга, а «Джульетту» ставили эстонцы).
Тут соревнование копии и оригинала, в котором копия всегда проиграет.
Постановка выглядит безнадежно вторичной во всем.
От текста пьесы по мотивам и до операторов видеокамер и музыкантов находящихся на сцене среди действия.
Коллекция клише «современной» (то есть позавчерашнего дня) режиссуры - Богомолов времен «Идеального мужа» встречается с ГогоLЦентром времен Седьмой студии, то есть всё того же 2013-го года, благословенного, последнего (перед 2014-м). Прошло 10 лет! А для переноса действия в современность все еще используют святые 90-е. И в уже давно и безнадежно клишированном виде. Из других спектаклей и фильмов, а не из жизни все эти златые цепи, спортивные костюмы и милиционер в лампасах непрерывно берущий взятки, пытающий свидетелей и западающий на малолеток. Парис здесь является одновременно герцогом Вероны и милицАнером (а что может быть омерзительнее милицАнера … для воров-в-законе и режиссеров-в-законе).
И все режиссерские приемы сделаны «по понятиям», из обязательного золотомасочного набора - вербатим-вставки в текст, пародия на телешоу с манерным ведущим, крупные планы видеопроекции и сцены из известных фильмов на экране. Режиссеру уже за 50, а он все сдает и сдает зачет по актуальному немецкому театру, и все получает и получает свои пятерки-номинации. Ботаник-отличник, начитанный-насмотренный, радость преподавателей, сыплет цитатами из Фрейда и Лакана, Остер-хаммера и Таль-майера. Но диплом-Золотую маску никак не получит. Неужели и в следующем году не? Уже все сделал как надо, все приемы применил. И конкуренты разбежались. Но вот засада, в этот самый момент концепцию Золотой маски собираются менять, а может на состав жюри замахнутся, и он опять окажется не коронован.
Впрочем, я не шерешевско-фоб. В спектакле есть одна еретически-гениальная находка. Кроссовки привязанные к прутьям решетки, как скальпы, как отражение в трагическом зеркале свадебных замочков на решетках ограды. Как визуальная идея шекспировской Вероны - стена Монтекки (с кроссовками Капулетти), стена Капулетти (с кроссовками Монтекки) и их единственный общий замочек, объединяющий две противоположные стены в одну стену плача.
Постановка выглядит безнадежно вторичной во всем, кроме
этой стены.
И кроме актерских работ.
Не всех, нескольких, но самых главных. Ромео - Вадим Соснин, отец Лоренцо (у Шекспира брат) - Илья Созыкин, тетя Джульетты (у Шекспира кормилица) - Виктория Верберг, да и сама Джульетта - Евгения Михеева в самых главных сценах, в сценах с Ромео, очень хороша.
Соснин и Михеева очень хорошо играют в паре, а это для постановки «Ромео и Джульетты» самое главное, если в спектакле есть Ромео и Джульетта, этого уже достаточно. Они на удивление легко, на удивление гармонично играют переход от сленга качка и оторвы к цитатам из умных книг, а потом обратно к Ди Каприо на видике и простейшим реакциям на слезливо-трагичную случайность финала голливудского фильма - «не могу это досматривать, выключи». После чего и следует кульбит в финале спектакля, Ромео и Джульетта после первой брачной ночи вместе бегут из Вероны, бегут от Шекспира (тут параллель с релокацией очень уместна, это уже не из 90-х, наконец-то нечто более современное). Они говорят, почему Тарантино можно (переиграть трагическую историю Шарон Тейт), а нам нельзя? А зритель думает, почему Богомолову можно (устраивать бегство Кириллова от Достоевского к упоительным вечерам с гимназистками, см.
https://lev-semerkin.livejournal.com/849845.html), а Шерешевскому нельзя?
Актеры из труппы ТЮЗа примеряют на себя непрофессиональный, скроенный из новодрамовских штампов текст и он оживает. Если прочитать глазами текст роли кормилицы-тети с ее феминистскими откровениями, он будет восприниматься как пародия на «актуальную повестку», но как же интересно слушать и смотреть на Викторию Верберг, которая это говорит, это играет. И влегкую переигрывает всех остальных взрослых. Кроме Ильи Созыкина, который играет придуманного режиссером батюшку-из-афганцев, в рясе из-под бушлата абсолютно достоверно, да еще сочетает это с текстом Шекспира (с идеей роли брата Лоренцо-миротворца). Ветеран миротворческих сил.
Если батюшка не женат, хорошо бы познакомить его с тетей-кормилицей, мне кажется они подходят друг другу, как Ромео и Джульетта. Вот кто идеальный муж (без кавычек) этой постановки, она - идеальная жена. А Ромео с Джульеттой - идиоты (в гогоlцентровском смысле).