Мелизанда и Аркель

Jun 14, 2023 14:42

*
«ПЕЛЛЕАС И МЕЛИЗАНДА», А.Матисон, МАРИИНСКИЙ ТЕАТР, 2019г. (9)

Постановка женская, поэтому в центре находится Мелизанда. Светлая личность в темном мужском мире, молоденькая девушка на корабле - нечто неуместное, если этот корабль летит по волнам под парусами. Но тут корабль никуда не летит, на сцене груда обломков, корабль потерпел крушение. Спасти может только чудо и оно является и спасает, просветляет, дает надежду на продолжение жизни, и, выполнив свое предназначение, исчезает.

Мелизанда (Анна Денисова) тоненькая почти бесплотная, маленькая птичка с прекрасным чистым голосом. Попала в силки. Учитывая морской антураж постановки можно сказать, рыбка попавшая в сети. Но рыбка не золотая, а серебряная, в страдательном залоге, волшебница, не знающая об этом и вообще ничего о себе не знающая.
Не луч, а «лучик света в темном царстве» (в постановке МАМТ это было еще более эффектно показано - https://lev-semerkin.livejournal.com/104720.html - в Мариинском театре постановка малобюджетная, ограниченная возможностями сцены концертного зала, но свет, костюмы, декорация создают тот же образ).

Из населяющих темное царство мужчин Пеллеас оказывается скорее второстепенным персонажем. Характер мутный, не проработанный. То ли сознательная недоговоренность авторов (Метерлинка и Дебюсси), то ли постановщица, увлекшись Мелизандой, не уделила первому заглавному герою должного внимания. Впрочем, ключ к этому образу в спектакле был (не знаю, все ли зрители его разглядели, в сцене смерти Пеллеаса на декорации взлетает белый голубь. Свет не очень яркий (как и все в этой опере и этой постановке), но разглядеть можно. Пеллеас тоже птица, тоже несет в себе луч света, в этом причина его притяжения к Мелизанде, он чувствует, что они одной природы. Жалко что эту тему режиссер дает уже в самом конце, да и исполнитель роли Пеллеаса (Егор Чубаков) никак ее не отыгрывает, он слишком плотный, тяжелый, земной, взрослый слишком похож на старшего брата Голо и фигурой и голосом.

Голо (Андрей Серов) значительно более цельный, развернутый драматически и убедительный вокально. Антипод Мелизанде во всх составляющих. Темное, тяжелое, определенное, страстное мужское начало Ян, противоположное бесплотному и неопределенному Инь. Он выглядит и вполне «средневеково» и вполне современно (крутой муж-ревнивец), в то время как Мелизанда вне времени и не от мира сего. Его влечение к ней не по душевному сходству (подобное к подобному), а наоборот и потому оно так мучительно.

Но еще более важен в спектакле другой мужской персонаж - король Аркель (дед Голо и Пеллеаса), больной ослепший капитан государственного корабля. Исполнивший эту роль Юрий Воробьев уже в третий раз подряд (после Зарастро в «Волшебной флейте» и кухарки в «Любовь к трем апельсинам») доставил истинное наслаждение и насыщенным звучанием голоса и яркой актерской игрой (и какие разные роли!). Вместе с Анной Денисовой он составил главную пару (и главную исполнительскую удачу) спектакля. Если подняться с первого, сюжетного этажа постановки на второй этаж, философский, то именно Аркель оказывается главным героем и главным партнером Мелизанды. Она сюда явилась, чтобы он прозрел и он прозревает. Его тема не зыбкая юношеская влюбленность, не мучительная мужская ревность, а тяжелые думы о болезни. Не столько о своей, медицинской, сколько о той, что поразила его королевство, ведь он был грозный король (в начале оперы сказано, что Голо боится короля, боится везти в замок Мелизанду, так как нашел ее «самостоятельно» и нарушил заведенный порядок выбора невесты для наследника престола). Грозный король ослепленный гордыней становится зрячим, мудрым и человечным (и получает в награду правнучку, еще один лучик света).

Постановка женская, а музыкальное руководство спектакля было мужским и эти два начала соединились очень гармонично. Не только оркестр, но и весь спектакль, все певцы под управлением Гергиева составили красивейшую непрерывно переливающуюся красками тембрами звуковую картину, так что сцена концертного зала казалась островом в безбрежном музыкальном океане.

МАРИИНСКИЙ, Гергиев, театр, Блистательный Санкт-Петербург, опера

Previous post Next post
Up