Коляда-2023.7

Jan 27, 2023 14:56

.
«БОРИС ГОДУНОВ», Н.Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 2011г. (10)

С этого спектакля для меня начался Коляда-театр в 2011-м году. И вот посмотрел во второй раз. Вспомнил, перечитал отклик (https://lev-semerkin.livejournal.com/417054.html ), по большому счету всё так и осталось.

Самое главное - Олег Ягодин так же силен в роли Годунова. В 2011 году я его впервые в ней увидел, а сейчас более подробно рассмотрел, особенно самое начало.

Годунов участвует в самом первом хороводе и сразу выделяется. Не только одеждой (пиджак с серебристым отливом). Проходя через авансцену он каждый раз поворачивает лицо в зал и делает улыбку (имидж - важная составляющая современного политика). И ступает не так как остальные, поставит ступню на сцену и еще повернёт, будто каждый шагом насекомых давит (политических конкурентов), все остальные хоровод водят по кругу, а он идет к власти. В начале спектакля у Годунова много очень вкусных сцен - как репетирует выступление («обнажена моя душа пред вами» и жест), как кремлевский концерт смотрит, общается с деятелем искусств (в программке он обозначен просто «Пушкин» - Никита Бондаренко ))). И это не единственная отсылка театра к самому себе.

Очень важна игра со словами «обнажена моя душа пред вами». Годунов лицемерит, скрывает подлинное (язык дан политику, чтобы скрывать свои мысли, а имидж, чтобы скрывать свою душу). Театр, актер действительно обнажают душу персонажа пред зрителями. Можно сказать, что обнажают отсутствие души, а можно сказать обнажают, что в душе только чистая воля к власти и больше ничего. К театру ведет и фраза «достиг я высшей власти», произнесенная после огромной паузы (в это время актер демонстрирует свою высшую власть над залом, то есть актер имеет представление о том, что такое власть, он понимает, что играет, когда играет Годунова).
Казалось бы образ закончен, он целиком отрицательный (нет пушкинского объема). Но это только «сатира на политиков» заканчивается. Спектакль на этом не останавливается, театр начинает вглядываться в это «отстутствие» (души), в это «ничего» (кроме власти).
В момент встречи с юродивым происходит обнаружение в этом «ничего» чего-то (можно отметить, что это актерская тема Ягодина - рождение чего-то из ничего, как в финале «Гамлета») . Песчинка малая, но на ней все спотыкается и рушится. Не помогают ни военные успехи, ни пиар-акции с перезахоронением царевича-чудотворца.

В роли Самозванца Владислав Мелихов, он совсем не похож на Максима Чопчияна, который играл в 2011 году. Просто "молодой человек". Чужой рисунок не копирует, но и четкого своего не предлагает. По многим деталям видно, что Самозванец это маленький Годунов (будущий Годунов или ненастоящий Годунов). И халат такой же, только украшений меньше навешано, и зеркальный шарик он из кармана вынимает (у Годунова шар, огромный, тяжелый, он его как гирю волочит). А главное, финал у них одинаковый - белый саван. А что за человек в этом халате и в этом саване? Сюда бы второго Ягодина или пародию на Ягодина сыграть (но это мои зрительские фантазии, не более).

Для финала этот вопрос (что за человек Григорий?) частный (о Борисе мы узнали больше, о Федоре и Ксении меньше). Спектакль поднимается над личностями, на высокую степень обобщения. Держава-зеркальный шар и народ - толпа безмолвных матрешек.

Правда в это раз заметил одну деталь, которая спектакль в это финальный момент заземляет. Басманов (Тарас Поддубный) выходит в партизанской папахе с красной лентой, единственная здесь явно советская деталь, она как раз и возвращает спектакль в нашу историю, но уже не 17-го, а 20-го века. Басманов берет в руки зеркальный шар (державу), а вокруг лежат четыре трупа (Борис, Григорий, Федор и Ксения). Народ перебил всех царей-помазанников божьих (царей разной степени самозванности и помазанников разной степени помазанности) и отныне будет править сам. Мало не покажется, всех иродов переиродит. Но это так, замечание в сторону, вовсе не обязательно придавать такое значение папахе Басманова.

театр, Коляда

Previous post Next post
Up