Мандат на что?

Oct 26, 2022 21:54

*
«МАНДАТ», С.Федотов, У МОСТА, Пермь, 1988/2013г. (4)

По спектаклю, который сыграли вчера, можно было легко реконструировать про что Эрдман в 1925-м году написал пьесу и про что Мейерхольд поставил свой знаменитый спектакль с Эрастом Гариным в роли Гулячкина. Про окончательную победу советской власти.
Это была советская сатира на несоветский элемент, на «бывших» - на мелкую буржуазию и монархистов, которые затаились по мещанским углам и уже устали ждать, когда же советская власть закончится, а потому пытаются к ней пристроиться, породнится с партийными, или даже сами пролезть в партию и оформить себе мандат, путевку в будущую новую жизнь.
В итоге враги советской власти оказываются настолько нелепы, жалки и смешны, что их по словам главного героя «даже арестовывать не хотят».

А вот про что эта пьеса была поставлена в театре У Моста в 1988 году, в разгар перестройки?
Про что ее играли в 2013 году, когда делали возобновление?
Про что ее играют сейчас?
Кто те трое в черном, которые после финальной реплики Гулячкина двигают декорацию и сметают персонажей со сцены?
Может быть это настоящие пролетарии, сметающие приспособленцев?
Может быть это трое из ГПУ, которые эту реплику опровергают и все-таки являются проверить мандат?
Может быть это рабочие сцены, люди театра, метлой сатиры выметающего из нашей жизни мещанство?
А если вспомнить, что театр У Моста - театр мистический, может эти трое и вовсе не из нашей реальности?

У сатиры нечеткий адрес. Приспособленцы послеревролюционных 20-х годов прошлого века похожи на приспособленцев времен перестройки и на нынешних только одним - они приспосабливаются.
Вместо того, чтобы …
чтобы что?
Вместо того, чтобы вымереть.

Изначальный месседж пьесы безнадежно устарел (уже давно нет той советской власти, которая не должна опасаться лавочников и монархистов), сатирическая острота притупилась, но юмор продолжает работать - забавное косноязычие семейства Гулячкиных продолжает вызывать смех в зрительном зале, все ударные реплики Эрдмана выстреливают. Мамаша (Ирина Молянова) и сынок (Василий Скиданов) сыграны очень органично. Первое бытовое действие идет хорошо, по разряду ретро-комедии.
Но когда комедия характеров уступает место комедии положений, а градус гротеска повышается, спектакль наоборот катится по наклонной вниз в сторону дешевой антрепризы.

театр, У МОСТА

Previous post Next post
Up