Роман Булгакова

Dec 11, 2021 13:09

*
«МАСТЕР И МАРГАРИТА», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (7)

В целом мне понравилось. Впечатления разнородные и больше положительного, чем отрицательного.

Когда только объявили это в планах, ожидания были очень большие. Сочетание Лепаж плюс Булгаков, высокие технологии и много этажей смысла. Большой многослойный роман и еще один большой спектакль Лепажа, который как никто умеет сплетать постановку из нескольких линий.
Эти ожидания не оправдались. Спектакль малоэтажный - три этажа окошек в декорации, три линии - сатирическая, лирическая и евангельская, сплетены самым простым чередованием сцен, никакого сложного узора не образовалось. Спектакль вышел более простой, чем можно было ожидать.

Когда пошли первые отклики (все отрицательные), ожидания опустились ниже плинтуса. Вспомнил про «Сказки Пушкина» Уилсона - режиссер предложенным материалом не увлекся и сделал работу формально. Внешние приметы авторского стиля и полное равнодушие к содержательной стороне. Вроде и Уилсон на сцене виден, придраться не к чему, но очень холодно и очень скучно.
Здесь не так. Видно, что режиссер романом увлекся, загорелся. И это такое детское простодушное увлечение - инсценировать захватывающую историю с помощью ярких картинок, сконструировать сценическую коробочку и населить ее персонажами романа, пусть они там ходят и произносят свои крылатые фразы про осетрину и рукописи. Подход самый булгаковский, если «Театральный роман» вспомнить, Булгаков предпочитал именно такой тип театра.

Режиссер прочитал роман только когда ему предложили его поставить и на сцене мы видим результат первого чтения, когда еще нет интерпретации, а только инсценировка Благодарного Читателя. Искушенному зрителя, который хорошо знает роман, видел несколько кино- и театральных версий этого мало, он будет скучать, ему как раз авторская интерпретация, приращение смысла интересно. Мне скучно не было, я как Благодарный Зритель, отозвался на простодушие режиссера и наивные приемы: сцены библейских времен поставлены под классическую живопись (от Эль Греко до Энгра), представление в театре Варьете под старый провинциальный театр с фокусами ручной работы, Москва 20-х - 30-х годов очень похожа на ту, которую показывали в советском кино (и того периода, и более позднем - «12 стульев» Гайдая). Отсылает к кино и заставка-декорация «квартирный вопрос» - первое, что зритель видит входя в зал. Заставка мне сразу понравилась и настроила на позитивный лад.

Спектакль начинается как фильм, с титров. Кадры черно-белой хроники, в окошках надписи и фотографии актеров стилизованные под архивы НКВД.

Про актеров и НКВД - https://lev-semerkin.livejournal.com/860802.html

театр, ТЕАТР НАЦИЙ, Лепаж

Previous post Next post
Up