Театральное предколядье 2020

Jan 13, 2020 12:00

*
Первые спектакли 20-х перед традиционными январскими гастролями Коляда-театра в Москве (начинаются сегодня).

Пять раз был в московских театрах и всё удачно.

Рейтинг впечатлений:

1. «МИТИНА ЛЮБОВЬ», В.Наставшев, ГОГОLЦЕНТР, 2013г. (10)

Пример абсолютного театрального совершенства - режиссура, сценография, игра двух актеров.
Уникальный, самодостаточный, придуманный для одного спектакля театр.

2. «ПРЕВРАЩЕНИЕ», Й.Рёзинг, ТЕАТР им.ВАХТАНГОВА, 2019г. (9)

Фантастическая повесть поставлена как метафора истории самой обыкновенной. Многие через это проходили в своей жизни и/или еще пройдут, когда будут наблюдать превращение одного из членов своей семьи из живого и близкого в неживого и уходящего.
Превращение как преставление.

Изобретательная инсценировка - авторский голос разложен на пять голосов. Поначалу воспринимается как коллективное чтение, но один голос сразу отделяется, выделяется из хора. Человек за стеклом - Грегор Замза (Мастер голода). А за ним и остальные чтецы определяются - члены семьи и управляющий. Все они здесь, а Грегор там.

Картинка четко вписывается в вахтанговско-туминасовский стиль - монохром, черный фон, белые лица, поставленный пластический рисунок.
Грегор выделен не тем, что актер имитирует насекомое, ничего от насекомого в его пластике нет, есть нечто животное, все менее человеческое, потустороннее.
А остальные персонажи - посюсторонние, просто люди. Они продолжают жить, как-то уживаться, смиряться с происходящим на их глазах превращением.

Месседж автора выражен не словами, а режиссурой, постепенным переносом внимания с Грегора на окружающих. Это не о нем, а о них, о нас, о тех, кто остались здесь. Кто пока остается здесь.

3. «ЗАВЕЩАНИЕ ЧАРЛЬЗА АДАМСА», О.Глушков, МАСТЕРСКАЯ ФОМЕНКО, 2019г. (8)

Еще один пример абсолютного театрального совершенства, только по разряду театра развлекательного.

4. «СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ», К.Серебренников, ГОГОЛЬЦЕНТР, 2012г. (8)

Беспощадное сражение между современностью и архаикой, женским и мужским, вечным детством и взрослостью, Печейкиным и Шекспиром.
С помощью режиссера первые побеждают, у вторых нет шансов.

5. «САХАРНЫЙ НЕМЕЦ», У.Баялиев, МХТ им.ЧЕХОВА, 2019г. (7)

По документам СТИ - филиал МХТ, а если судить по первым премьерам (я видел «Бег «и «Белые ночи», эта третья), то наоборот, МХТ выглядит филиалом СТИ. Черный-черный фон, действие сосредоточено на авансцене, лица и фигуры актеров выхвачены из темноты резким боковым светом. Спектакль - узкая освещённая дорожка между провалом зрительного зала и темнотой небытия.

Режиссер открывает нового для театра и полузабытого для литературы автора. Особенный язык, своеобразное соотношение реалистического описания 1-й мировой войны и метафорического плана. Свежий взгляд и свежий язык, ко всему этому требовалось найти театральный эквивалент, подобрать ключ. Задача сложная, попытка благородная, результат зачетный, но не во всем удачный. Спектакль интересно смотреть и размышлять после. На втором метафорическом плане получилось и зрелищно и содержательно. Проблемы на первом, сюжетном плане, история рассказана очень сбивчиво, не всегда понятно, кто эти люди, где они в данный момент находятся и кем друг другу приходятся, как герои переходят из одного эпизода в другой.

Сшивает действие актер, играющий главную роль. Вот главная и бесспорная удача спектакля, ярчайший дебют недавнего выпускника Школы-студии в главной роли на сцене МХТ. Юн, открыт,эмоционален, конечно не прапорщик, тем более не подпоручик, слишком зелен на вид,действительно Зайчик, живая душа подростка во взрослом теле.

театр, Наставшев, ГОГОLЦЕНТР

Previous post Next post
Up