*
Первые спектакли 20-х перед традиционными январскими гастролями Коляда-театра в Москве (начинаются сегодня).
Пять раз был в московских театрах и всё удачно.
Рейтинг впечатлений:
1. «МИТИНА ЛЮБОВЬ», В.Наставшев, ГОГОLЦЕНТР, 2013г. (10)
Пример абсолютного театрального совершенства - режиссура, сценография, игра двух актеров.
Уникальный, самодостаточный, придуманный для одного спектакля театр.
2. «ПРЕВРАЩЕНИЕ», Й.Рёзинг, ТЕАТР им.ВАХТАНГОВА, 2019г. (9)
Фантастическая повесть поставлена как метафора истории самой обыкновенной. Многие через это проходили в своей жизни и/или еще пройдут, когда будут наблюдать превращение одного из членов своей семьи из живого и близкого в неживого и уходящего.
Превращение как преставление.
Изобретательная инсценировка - авторский голос разложен на пять голосов. Поначалу воспринимается как коллективное чтение, но один голос сразу отделяется, выделяется из хора. Человек за стеклом - Грегор Замза (Мастер голода). А за ним и остальные чтецы определяются - члены семьи и управляющий. Все они здесь, а Грегор там.
Картинка четко вписывается в вахтанговско-туминасовский стиль - монохром, черный фон, белые лица, поставленный пластический рисунок.
Грегор выделен не тем, что актер имитирует насекомое, ничего от насекомого в его пластике нет, есть нечто животное, все менее человеческое, потустороннее.
А остальные персонажи - посюсторонние, просто люди. Они продолжают жить, как-то уживаться, смиряться с происходящим на их глазах превращением.
Месседж автора выражен не словами, а режиссурой, постепенным переносом внимания с Грегора на окружающих. Это не о нем, а о них, о нас, о тех, кто остались здесь. Кто пока остается здесь.
3. «ЗАВЕЩАНИЕ ЧАРЛЬЗА АДАМСА», О.Глушков, МАСТЕРСКАЯ ФОМЕНКО, 2019г. (8)
Еще один пример абсолютного театрального совершенства, только по разряду театра развлекательного.
4. «СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ», К.Серебренников, ГОГОЛЬЦЕНТР, 2012г. (8)
Беспощадное сражение между современностью и архаикой, женским и мужским, вечным детством и взрослостью, Печейкиным и Шекспиром.
С помощью режиссера первые побеждают, у вторых нет шансов.
5. «САХАРНЫЙ НЕМЕЦ», У.Баялиев, МХТ им.ЧЕХОВА, 2019г. (7)
По документам СТИ - филиал МХТ, а если судить по первым премьерам (я видел «Бег «и «Белые ночи», эта третья), то наоборот, МХТ выглядит филиалом СТИ. Черный-черный фон, действие сосредоточено на авансцене, лица и фигуры актеров выхвачены из темноты резким боковым светом. Спектакль - узкая освещённая дорожка между провалом зрительного зала и темнотой небытия.
Режиссер открывает нового для театра и полузабытого для литературы автора. Особенный язык, своеобразное соотношение реалистического описания 1-й мировой войны и метафорического плана. Свежий взгляд и свежий язык, ко всему этому требовалось найти театральный эквивалент, подобрать ключ. Задача сложная, попытка благородная, результат зачетный, но не во всем удачный. Спектакль интересно смотреть и размышлять после. На втором метафорическом плане получилось и зрелищно и содержательно. Проблемы на первом, сюжетном плане, история рассказана очень сбивчиво, не всегда понятно, кто эти люди, где они в данный момент находятся и кем друг другу приходятся, как герои переходят из одного эпизода в другой.
Сшивает действие актер, играющий главную роль. Вот главная и бесспорная удача спектакля, ярчайший дебют недавнего выпускника Школы-студии в главной роли на сцене МХТ. Юн, открыт,эмоционален, конечно не прапорщик, тем более не подпоручик, слишком зелен на вид,действительно Зайчик, живая душа подростка во взрослом теле.