*
“СЧАСТЬЕ МОЁ”, А.Горбатый-мл., МАСТЕРСКАЯ, СПб, 2017г. (8)
Еще один спектакль Мастерской по советской пьесе и снова удача.
В этом театре умеют ставить советские пьесы, знают секрет. Это с самого начала идет, от спектакля с символическим названием «Старший сын». Секрет простой, родственные чувства - любовь сына к отцу, "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам".
Именно родственные чувства помогли Мастерской найти свой ключ к советской драматургии - простодушие. Этот ключ не единственно возможный, в современном постсоветском театре очень много удачных постановок советских пьес открытых разными ключами - Богомолов подбирает изощренные отмычки к старинному замку, для Погребничко дверь вообще не заперта, колышком подперта, а в Мастерской Козлова знают, что ключ под ковриком.
Соло трубы
Еще один любовный дуэт Мастерской (Арина Лыкова - Антон Момот) и снова успех.
. Лирические дуэты в спектаклях «Любовные письма» и «Письмовник» были более равноправные, а здесь есть первая скрипка и есть вторая скрипка, есть ведомый и ведущий. Точнее говоря, ведущая, потому что первую скрипку играет девушка.
Очень неординарный сильный характер, его проявления вызывают много смеха в зрительном зале (спектакль очень легко и весело идет), и не только смех, но и легкую оторопь, и не только у зрителей, но кажется и у партнера на сцене.
Когда-то видел постановку этой пьесы Червинского в Школе-студии МХАТ (
«Ты» ). Там был простой лирический дуэт максимально приближенный к публике (зрители сидели на сцене среди пальм, как в школьном кабинете из пьесы), драматургические навороты (элитный бэкграунд героев) казались слабостью пьесы, но теперь оказалось, что это была слабость режиссуры. В режиссуре Андрея Горбатова все эти непростые обстоятельства («дочь генерала», «будущий дипломат») надстроили над лирическим этажом спектакля символический. Спектакль во многих отношениях очень непросто сконструирован, на втором этаже, как бы за рамой основной истории, он начинается (со сцен довоенного счастливого прошлого), там же находится третий персонаж - директриса, она же комментатор.
А символику я увидел вот в чем - встреча парня и девушки в маленьком послевоенном русском городке это ведь встреча двух поколений советской элиты - революционной (на тот момент уже бывшей, скинутой на самое дно) и послевоенной (на тот момент еще будущей), два восходящих социальных потока в нашей истории были очень разные и это очень точно показано в пьесе, очень точно поставлено и очень точно сыграно. И финал (в итоге у них не сложилось) тоже имеет символическое для истории нашей страны значение.
Сила и неординарность героини идет от веры «первороссиян» в светлое будущее. Вера имеет настолько всеобщий характер, что оказывается сильнее единичных жизненных обстоятельств, даже самых трагических - смерть матери, арест отца, детдом, голод. Героиню выпрямляет и тянет вверх то самое «соло трубы» из документального фильма Рошаля о Доме на набережной. И в спектакле соло трубы звучит в самом нужном месте дополняя ностальгический музыкальный ряд, придавая совсем другой масштаб маленькому ретро-счастью-моему из популярного танго. И то, что герой из религиозной семьи, имеет значение (его отношение к своему отцу явным образом контрастирует с ее отношением к своему). У него как бы «нет прошлого», да и его «светлое будущее» приземлено и поначалу не носит всеобщего характера. Встреча с неординарной девушкой меняет героя, но в конце концов он срывается и убегает. Тут, видимо, актер немного не доиграл драму своего героя, срыв выглядит несколько случайным.
Но это проблема частная, спектакль оказался не об этом.
Финал, который не доиграл актер, сделала режиссура с помощью реквизита. Из энтомологической коробки кабинета биологии вылетела живая бабочка и полетела со сцены в зал.