2 + 2 = 4+

May 26, 2019 01:27

*
«НАУЧИ МЕНЯ ЛЮБИТЬ», Н.Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 2018г. (10)

Эффектный драматургический ход - история любви в двух монологах, сначала историю рассказывает она, потом ту же историю рассказывает он, и эти истории оказываются разными, создавая стереоскопический эффект, но в главном одинаковыми, потому что это истории любви взаимной.

Сюжет очень драматичный, да к тому же с криминальной кульминацией. Такой драматургический допинг в вудиалленовском духе (в бытовой истории открывается достоевщина, «проступки» перерастают в «преступления») можно было бы отыграть в спектакле, но режиссёр не стал двигаться в эту сторону и актеры это не сыграли.

Пьеса позволяла двигаться и в другую сторону, в ивано_вырыпаевскую. Минимализм и безыскусность, стул в луче света, выходит актриса читает монолог героини, выходит актер читает монолог героя. И больше ничего не надо, текст самодостаточен и если актеры сыграют, месседж возникнет сам собой из столкновения версий. Актеры Василина Маковцева и Владислав Мелихов действительно сыграли (и даже можно сказать Сыграли с большой буквы), они сыграли свой «вырыпаевский» спектакль безупречно (и даже можно сказать, что они Сыграли два спектакля, настолько женская и мужская история здесь разные), но режиссер не стал в них умирать, а надстроил над «вырыпаевским» уровнем еще и свой колядовский.

Прием традиционный как для театра вообще (со времен греков) так и для постановок Коляды - к двум исполнителям главных (и единственных в пьесе) ролей режиссер добавил хор.
Не традиционно, что этот хор не танцует, не поет, не говорит хором и состоит только из двух человек. Получился очень особенный нетривиальный театральный хор, два героя пьесы в нем словно отразились, как в зеркале, возникла целая система удвоений и переотражений.
Что играют двое участников хора (Татьяна Потехина и Мурад Халимбеков) точно не определишь, да и не нужно этого делать. Если герои определенны, психологически точны и достоверны, то хор размыт и многозначен. Это и общество, окружающее героев, и общественное мнение в самом пошлом телевизионном изводе, но самое главное пожалуй, что сыграли Потехина и Халимбеков, - идеальную пару, женское и мужское начало. При этом у них нет такого большого возрастного разрыва, как у героев пьесы. Любовь так сильна, что возраст уже не имеет значения, и даже криминальный поворот сюжета не имеет значения, любовь сильнее и этого.

Такая любовь - чудо. Такая любовь - редкость. Такая любовь обречена. Режиссер находит в пьесе прекрасную драматургическую детальку (трогательное воспоминание из детства - попугайчик похоронен в банке из-под майонеза) и выносит ее в финал спектакля. Спектакль взлетает, словно этот попугайчик ожил и взлетел на небеса. Театральное чудо.

театр, Коляда

Previous post Next post
Up