Розенкранц и Гильденстерн - долгожители!

Feb 15, 2018 00:02

*
"РОЗЕНКРАНЦ И ГИЛЬДЕНСТЕРН МЕРТВЫ", Е.Арье, ТЕАТР им.МАЯКОВСКОГО, Москва, 1990г. (9)

Попалась в фб ссылка на запись спектакля.
Я его видел в 1995 году на малой сцене, он был уже в нелучшем состоянии - за пять лет разболтался и поплыл по направлению к публике (грубые ужимки трагиков, грубый тон шуток вместо интеллектуального юмора Стоппарда, ответное ржание в зрительном зале, такое бывает когда в зале много «своих»). Сильный режиссерский каркас был виден и производил впечатление, впечатляла и игра с пространством - сценография Крымова. Неряшливое актерское исполнение впечатление портило.
Досадно было, я решил что опоздал, раньше надо было смотреть. Но оказывается можно было и позже.

Сьемка сделана в 1998 году (судя по информации с торрентов), уже после переноса спектакля в филиал, но идет спектакль значительно лучше, почти идеально, с огромным удовольствием посмотрел и дополнил/подправил впечатление от первого просмотра.

Видно, что спектакль находится под присмотром хорошего режиссера (в энциклопедии театра им.Маяковского написано, что перенос на Сретенку был поручен Сергею Голомазову, на тот момент бессменному исполнителю роли Гильденстерна). Ввели новых исполнителей, планку восстановили и держат.

В паре главных героев психология отношений отстроена до мелочей, все интонации живые, петелька-крючечек, фехтовальный обмен репликами. Психологический этюд на тему дружбы противоположностей - пикник и астеник, приземленный и рефлексирующий, брюхо и голова. Этюд разыгрывается в условной ситуации, как на шахматной доске и начало спектакля напоминает «В ожидании Годо» - чистая зрительская радость от диалога, от процесса игры, где важны проявления характеров в мелочах и не важна содержательная сторона, причинно следственные связи, действие и т.п.
Также фехтовально сыграны и сцены Рози и Гиля с Первым Актером. И в этих сценах Первый актер играет первую скрипку.
Одного-двух эпизодов оказывается достаточно, чтобы очень точно выстроить отношения муж-жена, где жена старше (Клавдий-Прокофьев, Гертруда-Бабичева).

А вообще спектакль прожил очень долгую и сложную жизнь, в Москве его играли 15 лет. Это если не считать предысторию, насколько я понимаю, начиналась работа на режиссерском факультете ГИТИС в Мастерской Гончарова и Захарова, где Арье преподавал актерское мастерство. В первый же год после премьеры уехали из страны режиссер и половина актерского состава, начались вводы и в конце концов исполнители всех ролей сменились (многие по несколько раз). А некоторые актеры начинавшие с ролей безымянных трагиков, перешли на главные роли, Юшкевич стал играть Первого Актера, Андриенко Гамлета, а Удовик Гильденстерна.

Так получилось, что Юшкевича я видел в обоих ролях, роль трагика была ему мала (наверное поэтому он так переигрывал :), а вот роль Первого Актера - в самый раз. Этот переход серьезно усилил актерский ансамбль и придал Первому Актеру больше веса. Теперь этот персонаж производит самое значительное впечатление среди всех других, он самый взрослый, опытный, уверенный, мудрый. Человек театра взирает откуда-то сверху и на пару путешественников и на политические распри в Эльсиноре.

А параллельно с московским спектакль стали играть в Израиле в той же сценографии и с частью премьерного актерского состава. Спектаклем «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» открылся в 1991 году театр «Гешер», созданный Евгением Арье. Израильская версия тоже пользовалась огромным успехом, шла несколько лет, гастролировала в США, Франции и Швейцарии.

Много известных в театральном мире людей оказались тем или иным образом связаны с этой постановкой. Только руководителей театров четверо - режиссер Арье, художник Крымов, и оба исполнителя заглавных ролей (Сергей Голомазов руководит театром на Малой Бронной, а Стафис Ливафинос Национальным театром Греции).
Играли в спектакле Роман Мадянов, Андрей Хворов, Татьяна Орлова, Даниил Спиваковский, Никита Тюнин. Человек 50 не меньше через него прошло.

Легендарная работа… и как это всегда бывает с театральными легендами воспоминания очевидцев надо обязательно проверять.
В прошлом году Национальный театр Греции принимал участие в постановке вахтанговского «Царя Эдипа» Стафис Ливафинос давал интервью газете Известия и вспоминал о жизни в СССР:
"В ГИТИСе моим педагогом был Андрей Гончаров, худрук Театра Маяковского. Моя дипломная постановка «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» даже вошла в репертуар этого театра. Ее мы ставили вместе с Сергеем Голомазовым, с ним же и играли. Потом я уехал, а спектакль шел на сцене еще лет десять."

=======

Приложение 1. Отклик из бумажного дневника 1995 года

Режиссура сильная. Это видно, несмотря на то, что спектакль разболтался и поплыл под влиянием публики. Родственники - трогательные дедушка с бабушкой, веселые приятели, школьники - горячо и весело принимают самые грубые шутки, а пьеса с тонким, интеллектуальным юмором. Слишком благодарная публика может оказаться так же опасной, как и слишком холодная. Соблазн нравиться в природе актерского искусства, актеры молоды и не опытны, удержались в рамках замысла еле-еле.

Ядро пьесы - образ пары высокомерно не индивидуализированной Шекспиром и дописанной по контрасту Стоппардом.
Исполнители заглавных ролей - Марычев («толстячок» Розенкранц) и Голомазов («интроверт, философ» Гильденстерн) справились, пусть и не сразу вытянули на достойный авторского замысла уровень. Марычев сразу, а Голомазов первое действие провел внешне и только во втором вошел в колею роли. Его последние слова («можно было сказать нет, но мы как-то упустили этот момент») не провисли, но и сильным смысловым ударом не прозвучали.
Третий герой - Актер - просто провалился. Исполнитель неинтересный, заплывший, довольный собой. Текст произносил и то сбивчиво.
Эпизодические здесь герои «Гамлета» вполне на месте. Инфантильный романтичный нелепый Гамлет (бледный, в очках, чулках, в туфлях с пряжками). Сухая Гертруда. Коренастый блондин Клавдий.
Актеры-трагики вслед за своим предводителем хохмили вовсю и постоянно разрушали ткань спектакля. Это часть постановки выглядит наиболее студенческой (в дурном смысле).

Материальный каркас твердый, помогает держать смысловую нить. Костюмы, котелки, трости, саквояжи (образ комиль-фо). Трансформация места действия - длинного узкого помоста. Первое действие - дорога (зеленый ковер). Второе действие - дворец (красная ковровая дорожка, массивные двери с золотыми ручками, где-то там за ними происходит действие «Гамлета», а здесь мышеловка, образ замкнутого пространства, в котором оказалась несчастная парочка). Третье действие - корабль - дощатая палуба, вместо двери пологи паруса - только заглянешь, окатывает водой (мокрые актеры действительно выглядят ошарашенно обиженными). Фонарь качается над сценой - качка.

Выразительная мизансцена - на помосте происходит действие «Гамлета», а наша парочка по бокам на полу встревоженно глядят в роль королю и королеве, провожают взглядом принца. Услужливость, покорность, непонимание что происходит и вообще высших материй, желание спрятаться, а их вытащили на свет и чего-то от них хотят.

Приложение 2. Сводный состав:

Год -    1990 (премьера) 1991/3 (Гешер) 1995 (программка) 1998 (запись)
    Розенкранц     С.Ливафинос
   М.Иванир
    И.Марычев
   И.Марычев

Гильденстерн    С.Голомазов
      Е.Терлецкий, Д.Керен
      С.Голомазов
      С.Голомазов

Актер 
   И.Миркурбанов
      Б.Аханов,
 И.Миркурбанов
     Ю.Коренев
     С.Юшкевич

Альфред 
  А.Демидов
      А.Демидов
     Н.Тюнин
     К.Константинов

Трагики 
  А.Хворов,
И.Панфилов     Р.Хейловский, А.Нойман,К.Каменко     А.Андриенко, С.Юшкевич     С.Удовик

Гамлет
  П.Ступин,
 Ю.Соколов    М.Асиновский
     П.Ступин,
 Д.Спиваковский (*)    Т.Сополев

Офелия
  Е.Додина
     Е.Додина
     Е.Шевченко,
Н.Васильева (*)     Е.Стулова

Клавдий
  Р.Мадянов
     Е.Гамбург
     Д.Прокофьев
     Д.Прокофьев

Гертруда
  Н.Силантьева
     Н.Манор(Силантьева)
     Т.Орлова (*),
Г.Шевякова, Н.Божко,  А.Добрынина В.Бабичева

Полоний
  А.Лебедев
     В.Халемский
     А.Лебедев,
И.Морозов (*)     М.Лагашкин

Камердинер
  Г.Венгеров
     Ш.Элиас
     С.Петров,
А.Робак (*)     А.Робак

театр, Голомазов

Previous post Next post
Up