В отсутствии любви и смерти

Nov 02, 2006 21:58

*
«ТРИ ВЫСОКИЕ ЖЕНЩИНЫ», С.Голомазов, УЧЕБНЫЙ ТЕАТР «ГИТИС» /ТЕАТР ИМ.МАЯКОВСКОГО, 2003г. (9)

Пьеса

Спектакль идет без антракта, хотя пьеса Эдварда Олби состоит из двух частей. Первая - с уклоном в абсурд, вторая - с уклоном в психодраму.
Героини первой части: 92-летняя старушка (Е.Симонова), сиделка 52-лет (В.Бабичева) и девушка - помощник адвоката, 26 лет (З.Кайдановская).
Старушка, впавшая в маразм, изводит окружающих капризами, подозрениями и воспоминаниями и в конце концов … нет, не умирает, а впадает в кому. Сиделка - типичная «тетка» среднего возраста, девушка - жесткая, деловая бизнес-леди. Казалось бы между героинями нет ничего общего, они разные по социальному положению, жизненному опыту и взглядам на жизнь. Но несколькими сюжетными намеками автор дает понять, что три героини могут представлять собой три возраста одной женщины.
Во второй части автор визуализирует свое предположение - те же три актрисы играют роль души одной выской женщины в возрасте 26, 52 и 92 года. Трансформация трех героинь в одну - главная драматическая изюминка пьесы, позволяющая перейти из бытового плана в условный. «Старшие» рассказывают «младшим», что было потом - историю жизни высокой женщины.

В отсутствии любви и смерти

В 80-е годы в театре Маяковского шла пьеса Радзинского «Она в отсутствии любви и смерти», главную роль играла Евгения Симонова и речь там шла естественно о любви. Взгляд Олби на жизнь безжалостнее и мрачнее. Жизнь героини тянется бесконечно, как у Кощея (медицина достигла больших успехов в подержании жизни тела :-), но эта жизнь холодна, пуста и бессмысленна. В ней был только один «горячий» и «светлый» эпизод - любовь к юному фехтовальщику (сразу вспоминается аналогичный эпизод с пловцом из пьесы «Всё кончено»), все остальное - НЕЛЮБОВЬ (к сестре, матери, мужу, его родственникам, сыну, сиделке, адвокату). В остановившемся сознании героини воспоминание юности фиксируется и длится бесконечно - в белом подвенечном платье она танцует с фехтовальщиком, звучит итальянская оперная ария, возраст меняется от юности к старости и обратно. Долгая жизнь сокращается до одного мгновения, «момента истины», все остальное - ложь, пустая суета и абсурд.

Мастер-класс

Премьера «Трех высоких женщин» прошла в Учебном театре ГИТИС, с учетом этого обстоятельства игру Евгении Симоновой можно смело назвать словом «мастер-класс». Она играет 92-летнюю старушку показывая чудеса актерской техники, и женское бесстрашие. Восхищение актрисой соединяется с отвращением к персонажу - отвисшая нижняя губа, загипсованная рука, нудный голос.
Однако во второй части Евгения Симонова берет реванш, там она самая красивая, самая женственная, самая спокойная и просветленная. Героиня Симоновой во второй части преображается сильнее двух других. Впадает в маразм только мозг высокой женщины, а душа становится мудрее. Героиня Бабичевой тоже преображается. У «закрытой» и спокойной сиделки где-то глубоко запрятаны сильные переживания. А вот молодая героиня в реальном и ирреальном мире практически одинаковая. «Душа» ее неразвита и «внутренняя» жизнь героини в 26 лет практически тождественна «внешней». Несколько «суровый» облик Зои Кайдановской отлично ложится на этот характер.

Режиссер спектакля Сергей Голомазов также дал своего рода мастер-класс режиссуры. Геометрическая, лаконичная постановка это урок стиля многим московским режиссерам, авторам бесформенных и невнятных спектаклей. В том числе Сергею Арцибашеву, который, взяв "Трех высоких женщин" в репертуар, продолжил освоение Олби в театре им.Маяковского невнятным «Шатким равновесием».

театр, Голомазов

Previous post Next post
Up