*
В субботу двумя мероприятиями (спектаклями их не назовешь) открыл программу фестиваля Территория-2017.
"НОЧЬ В БИБЛИОТЕКЕ", Р.Лепаж, EX MACHINA, Канада, 2016г. (10)
"ФАЗА. ЧЕТЫРЕ ДВИЖЕНИЯ НА МУЗЫКУ СТИВА РАЙХА", А.Кеерсмакер, РОЗАС, Бельгия, 1982г. (3)
Две территории далеко за границами территории театра. И расположены они по разные стороны (если точнее - с противоположных сторон от театра).
Территории во всем противоположные.
Территория Робера Лепажа это территория будущего (наступающего XXI-го века).
Искусство нового века еще только начинает осваивать технологии создания виртуальной реальности.
И вместе с тем его территория это территория прошлого, реальности уходящей в историю на наших глазах. Эпоха книг на материальных носителях это прошедший этап развития человечества (от древних цивилизаций и до эпохи Просвещения библиотеки были хранилищами знания). Наше поколение (последнее заставшее докомпьютерную эру) это последнее библиотечное поколение.
При этом поиск новых форм Лепаж тоже ведет как человек прошлого (как человек Эпохи Великих Географических открытий), ведет на позитивной посылке ( прибавить, расширить). Используя новые технологии открыть новое пространство - исследовать, освоить, заселить художественными образами.
Территория Анны Терезы де Кеерсмакер это территория XX-го века.
Тогда во всех видах искусств поиски новых форм шли с негативной посылкой, то есть были основаны на последовательном вычитании, упрощении, отказе от … (фигуративности, повествовательности, мелодичности), освобождении от власти божественной гармонии и вообще от любого внешнего источника смысла.
Кеерсмакер (и как постановщик и как исполнитель) ведет поиски чистого движения и исследование его природы. Чистого в смысле не нагруженного никаким внешним смыслом, свободного даже от чистой бессюжетной танцевальности и от музыкальности. Поэтому в качестве звукового сопровождения использована не музыка, а акустические ряды или структуры лишенные как мелодической, так и ритмической составляющей. Звуковое сопровождение каждого из четырех «движений» это многократный механический повтор коротких звукосочетаний - нескольких нот на пианино, на скрипке, нескольких слов (фрагмент человеческой речи) и простых хлопков. Кстати хорошая иллюстрация тезиса что музыкальный ритм нельзя заменить механическим повторением, в математически точном повторении нет ритма. Выглядит этот радикальный эксперимент интересно (для головы, как исследование), но не зрелищно (не-спектакль, не-танец). А на слух воспринимается как пытка, высверливание мозга через уши в четыре этапа, с использованием четырех разных типов свёрл.
«Фазу» продолжают играть уже 35 лет и она всё воспринимается, как «новые формы» (в сравнении со спектаклями DanceInversion), а значит XX-й век еще не кончился, после «конца истории» он превратился в бесконечно длящееся настоящее, бесконечно длящееся как музыка звуки Стива Райха.
Про не-танец пожалуй хватит, а про не-спектакль Лепажа (на самом деле это не театр, а кино) еще много можно написать (
https://lev-semerkin.livejournal.com/747532.html ). Ведь он тоже в конечном итоге в мозг проникает, а не только для глаз эффектную объемную картинку создает. Виртуальный мир «Ночи в библиотеке» не уводит от реальности, а совсем наоборот.