*
”КТО БОИТСЯ ВИРДЖИНИИ ВУЛФ?”, Д.Макдональд, Англия, 2017г. (10)
Очень подробная (три действия, два антракта, три с половиной часа) и очень тщательная постановка пьесы Эдварда Олби. Лучшая из четырех, что я видел. И первая, в которой становится ясен смысл названия. Не просто как игра слов (от диснеевского «Who’s afraid of big bad wolf?», поросята-интеллектуалы заменяют "big bad wolf" на "Virginia Woolf"), но как идея пьесы.
Причем пьесы нисколько не абсурдистской. То, что в предыдущих постановках казалось темным и списывалось на абсурд, оказалось недоработкой режиссера и актеров.
Пьеса оказалась вполне реалистической - каждая реплика обснована, каждое действие имеет внятный мотив, ничего случайного - и название и место действия и симетричный набор персонажей, и первый и второй план выстроен очень точно.
Песенка-заглушка применяется в спектакле несколько раз и точно по смыслу - чтобы не слышать неприятное. Люди боятся посмотреть правде в глаза, взрослые, университетская профессура, мозг нации, ведут себя как диснеевские поросята. Они закрываются от правды, потому, что правда неутешительна. Смотреть правде в глаза можно только в подпитии, пьянство это не только утешение, бегство от реальности (залить глаза, чтобы не видеть), но и наоборот - момент истины (развязывает язык). Точно так, как в недавней пьесе Вырыпаева. У пьяного на языке то, что у трезвого на уме (и не только на уме, но и в душе, в подсознании). Что именно? - Безнадега пустого, бесплодного существования.
Его неизданная книга, ее нерожденный ребенок.
В пьесе выражен глубокий и тотальный пессимизм автора. Он касается не только частного, частной жизни (человек, мужчина, женщина, пара, институт брака), но и всеобщего - страны, цивилизации Pax Americana (имена главных героев символично повторяют имена первого президента и его жены, а название университета Новый Карфаген указывает на аналогию не с Pax Romana, а с тупиковой ветвью цивилизации).
Пессимизм выражен и «женским», эмоциональным образом (отчаяние, крик Марты) и «мужским», рассудочным (Джордж - историк, его специальность не случайна, как не случайна специальность молодого гостя - биолог). Конлет Хилл очень подоробно, достоверно играет флегматичного умницу-неудачника (напоминает Павла Ильина - Лыняева из «Волков и овец» Богомолова). Все видит, все понимает и все равно втягивается в игру, в бессмысленную борьбу (мужского с женским, старого с молодым). Это борьба вдолгую, только в течении одной ночи проходит три раунда схватки. В первом раунде кажется, что он повержен, Марта (Имелда Стонтон) ведет себя активнее и укладывает его на обе лопатки, позитивный Ник (Люк Трэдуэй), кажется непробиваемым. А в финале третьего раунда Джордж проводит эфектный победный бросок. Только вот зачем ему эта маленькая победа, когда проиграли все.