*
”АЛИСА”, А.Могучий, БДТ им.ТОВСТОНОГОВА, СПб, 2013г. (1)
Первая попытка соединить приемы формального театра Андрея Могучего и старую актерскую гвардию БДТ привела к взаимной аннигиляции двух театров.
Проблема в том, что кроме желания встретиться (вполне искреннего) не было ничего. Спектакль рождался импровизационно. Импровизационно родились совершенно непрофессиональные, графоманские тексты с претензией на психоанализ, которые неловко произносить актерам и неловко слушать публике. И похоже, что с каждым повторением эта неловкость только возрастает. Премьерный кураж актеров, эффектная организация сценического пространства, пересаживание зрителей могли на какое-то время отвлечь внимание и замаскировать пустоту. Первый блин ругать не полагалось, надо было награждать, поддержать назначение Могучего в БДТ. Сейчас после "Пьяных" и "Грозы" уже нет необходимости закрывать глаза. И сделаны эти спектакли по другому. В "Алисе" повторены режиссерские приемы Могучего середины нулевых ("Pro-Турандот", "Не-Hamlet"), но тогда работала молодая команда и попытки строить театр из не-театра удавались.
В спектакле было что-то про медузу в банке с водой, которая там растворилась. Банка очень необычной формы, на банке этикетка "Алиса", портрет Алисы Бруновны с зеркалом, золотые медали (Софит, Маска) и она хорошо продается - билеты дорогие, Каменноостровский театр заполнен. Но в этой банке не только "медузы" нет, там и воды уже нет.
Не стоит торговать пустотой, сохранять этот первый блин в афише театра. Но они и "Человека с лошадью" в афише держат.