Файнс второй

Sep 28, 2016 13:20

*
”РИЧАРД ТРЕТИЙ”, Р.Гулд, «АЛМЕЙДА», Англия, 2016г. (9)

Второй спектакль смотрю с Файнсом в главной роли («Иванов» этого же театра «Алмейда» видел на гастролях в Москве в 1997 году).
Очень интересный актер, театрально-самодостаточный. Он из тех, кто может держать на себе большой спектакль даже в отсутствии режиссёрских опор и с очень скромным аккомпаниментом труппы. Именно так было на «Иванове».
На «Ричарде» аккомпанемент столь же скромен (по результату, не по именам, есть еще знаменитая Ванесса Редгрейв, но она здесь для галочки).
А соло столь же впечатляющее.
Оба спектакля идеально ложатся в актерскую тему Файнса (а он, безусловно, актер со своей темой - подробное исследование темных сторон души неординарного человека, который постоянно смотрит в себя). В роли Ричарда Третьего это особенно заметно в начале, когда он так доверительно обращается к залу, как к себе самому.

Но в «Ричарде» еще и режиссура очень интересна. Пример эффектной режиссерской сцены - еще одно обращение Ричарда в зал, он ищет там среди зрителей Джеймса Тиррела (того, кто «мог бы, соблазнясь деньгами, На тайное убийство согласиться?»). А вы могли бы?

Спектакль выстроен и актуально по содержанию и визуально по форме - черный фон, темные фигуры, трон на возвышении, могила внизу под сценой, символические красные перчатки, старинные мечи и современные смартфоны.

Актуальных входов в постановку два.
Первый - нашумевшая история с могилой реального Ричарда Третьего, обнаруженной уже в нашем веке (в прошлом году после опознания останков были проведены торжественные похороны). Пока зрители рассаживаются в зале, на сцене воспроизводится место раскопок. То есть спектакль буквально поставлен на могиле короля, по ходу действия в разрытую могилу сбрасывают тела жертв Ричарда Третьего, а потом и его самого. Появление полицейского, охраняющего раскопки, закольцовывает постановку в финале.
Второй вход это еще более нашумевший Брексит. Острая политическая проблема расколовшая общество привлекла внимание к фигуре политиков-лидеров. И к фигурам «политиков обыкновенных», чиновников-конформистов - таких и в спектакле и в жизни большинство.
Да и сам факт раскола оказался созвучен пафосу этой пьесы, завершающей цикл хроник времен гражданской войны, последние слова пьесы - монолог Ричмонда:

Страна в безумии себя терзала:
Брат в ярости слепой сражался с братом,
Отец на сына руку поднимал,
Сын убивал отца в разгаре боя.
Пускай же Ричмонд и Елизавета -
Наследники двух царственных домов, -
Соединясь навек по Божьей воле,
В единую семью сольют отныне
Ланкастеров и Йорков, разделенных
Давнишнею свирепою враждой!
И дай Господь, чтоб дети их вернули
На землю улыбающийся мир,
Довольство, изобилье, процветанье!
Сломи клинок предателей, Господь,
Чтоб черных дней они не возвратили
И чтоб стране опять не плакать кровью!
Не дай вкусить им вновь плодов земли,
Чтоб сеть измен злодеи не плели.
Зажили раны, мир - всему венец!
Упрочь его: скажи "аминь", Творец!

Потревожили прах короля и вернулся призрак гражданской войны (тут можно вспомнить историю с вскрытием гробницы Тамерлана в 1941 году).

театр, theatrehd

Previous post Next post
Up