.
«ДВОЙНИК», Р. Айоади, Англия, 2013г. (6)
Английскую экранизацию повести Достоевского не мог пропустить.
Но Достоевского там оказалось совсем немного, в первой части фильма от книги вообще ничего нет, потом действительно появляется двойник - антипод главного героя, но этим сюжетным приемом все и исчерпывается, развитие темы проведено самостоятельно и совсем нет достоевщины. Финал скомканный и мутный.
Фильм больше похож на экранизацию Оруэлла (и немного от «Процесса» Кафки) - не столько психологическая, сколько социальная фантастика. Только эта фантастика перемещена из будущего в прошлое.
«1984» Оруэлл писал в 1948 году. Год, который тогда был далеким будущим и описывался футуристически, теперь стал далеким прошлым частью ретро. Future in the past, ретро-футуризм. Ретро-среда, машинный мир развитого социализма (вагоны, турникеты, лифты, ксероксы) и человеческие отношения (с охранником, с официанткой) воспроизведены мастерски и очень узнаваемо. Даже удивительно для режиссера, не имеющего к СССР никакого отношения (может быть генетическая память исполнителя главной роли, потомка выходцев из СССР, помогала). Джесси Айзенберг очень хорош в роли закомплексованого неудачника, интересное лицо, держит внимание весь фильм (менее убедителен он в роли успешного двойника, контраста можно было и побольше дать).
Отдельная радость Уоллес Шон (любимый актер Луи Маля) в роли столоначальника.