*
«ДИВЕРСАНТ», А.Малюков, Россия, 2004г. (3)
Поначалу фильм производит очень хорошее впечатление. Троица главных героев Алексей Бардуков (Филатов), Кирилл Плетнев (Бобриков), Владислав Галкин (Колтыгин) почти сказочные фольклорные персонажи, их характеры дополняют друг друга и очерчены просто и четко, как классические маски:
Филатов - задумчивый и лирический Пьеро, Плетнев - азартный, авантюрный Арлекин, Галкин - крутой Капитан.
Небольшие проколы (фрау Рената Литвинова выглядит здесь вставным зубом, голос Макаревича звучит совсем неорганично в военном фильме) не портят общего впечатления. Герои постигают спецназовскую науку (с шао-линьским уклоном), лихо проникают в тыл врага, где косят немцев как траву, выполняя с каждым разом все более сложные и более секретные миссии. Эта тройка так хороша, что кажется ее хватит на сотню серий.
Но затем легкость с которой сделаны боевые эпизоды начинает все больше вступать в противоречие с эпизодами тыловыми. Герои с настойчивостью идиотов раз за разом наступают на грабли - перевыполняют задания начальства, за что начальство подозревает их в измене и допрашивает с пристрастием и собирается расстрелять. В конце концов у зрителя возникает вопрос - если героям так легко все дается за линией фронта и так тяжело «у своих», то зачем они вообще возвращаются? К последней серии приключения героев окончательно обессмысливаются - сценаристы нагружают героев своими современными представлениями и сомнениями, что нарушает законы жанра. А для серьезного разговора эти герои не годятся - и выглядят слишком желторотыми и подвиги совершают с неестественной легкостью, немецкие пули их не берут.
Приключенческие фильмы стоят на прочном фундаменте, зрителю должно быть ясно, зачем Хорошие Парни (Джеймс Бонд, Штирлиц, Глеб Жеглов, Д’Артаньян или герой Джеки Чана) рискуют жизнью и сражаются против Плохих Парней. Экзистенциальный вопрос «зачем Джеймс Бонд спасает мир и вообще стоит ли мир того, чтобы его спасать ?» не должен возникать во время просмотра бондианы. Джеймс Бонд находится «На Службе Ее Величества» и этим все сказано, это - фундаментальная аксиома.
А месседж «Диверсанта» представляет собой диверсию: под видом остросюжетного приключенческого фильма о Великой Отечественной авторы впарили зрителю свой крайне идеологизированный взгляд на ту войну как на бессмысленную, и не-великую и не-отчественную.