*
"ВЗЛОМЩИКИ", Л.Маль, США, 1984г. (3)
"ЗЛОУМЫШЛЕННИКИ ОСТАЛИСЬ НЕИЗВЕСТНЫ", М.Моничелли, Италия, 1958г. (5)
Два фильма, которые лучше смотреть в паре.
Американский это римейк итальянского, фильм мелковат и самостоятельной ценности не имеет. Один из самых проходных и неудачных у Маля. Просто комедия - не его конек, он если и смешил, то более изощренным способом. Однако в контексте преднамеренно пёстрой фильмографии Маля «Взломщики» представляют некоторый интерес, как еще один «маль» непохожий на всех остальных «малей».
Итальянский оригинал - фильм значительный, большой и даже стилеобразующий (считается, что от «Злоумышленников» берет начало комедия-по-итальянски). Проблема в том, что такие фильмы лучше смотреть вместе с народом (и желательно с тем самым), а не в одиночку у экрана компьютера. В одиночку комедия не захватывает, распадается на сцены, на актеров (вот Тото, вот Гассман, вот Мастрояни, симпатичная лирическая пара сиротка Сальваторе и красотка Кардинале). Ансамбль в американском фильме менее слажен, особенно жаль, что прекрасный малевский актер Уоллес Шон напрочь выпадает из комедии, хотя старается (м.б. потому и не попадает).
Американский фильм пунктиром следует по линии итальянского сюжета. Некоторые детали воспроизведены буквально (угнанная детская коляска в США даже смешнее прозвучала), но от перевода потерялось сердечное тепло и народные корни на другой почве не прижились. Хотя параллели очевидны: там, где в Италии «южане» сицилийцы, в США - мексиканцы. На голливудскую комедию про тупых это тоже не похоже.
Итальянский фильм принадлежит традиции (плутовской роман, неполитанская комедия, Эдуардо де Филиппо) и сам породил традицию. Американский фильм - разовый проект, сделанный чужаком. У режиссера взгляд человека холодного и постороннего. Броуновское движение разношерстных персонажей, под синтезаторную попсу 80-х (такая музыка подобрана режиссером-эстетом специально - салат из отбросов общества заправленный дешевым синтезатором).
Взгляд на таких персонажей изнутри и с любовью, это американские 30-е,
«Квартал Тортилья-флэт» Стейнбека. А в 80-е ингредиенты те же, но бульон остыл.
Однако в финале некий электрический ток в бессмысленном броуновском движении все же обнаруживается, в самый решающий момент открывается дверь ломбарда и перед неудачливыми взломщиками появляется пьяный хозяин - уезжал навестить мать, а вернулся с ее похорон, хозяин так набрался с горя, что ничего не заподозрил и предлагает друзьям вместе помянуть почившую. Наколка «не забуду мать родную» - вот что их обьединяет, но ведь этот ток направлен в прошлое. Будущего у героев нет, есть бессмысленно длящееся настоящее (околеванца ждем, как говорил один чеховский герой).
В итальянском оригинале есть не только народный фундамент, но и позитивный социальный вектор. Восходящий поток. Чем ближе к финалу, тем отчетливее месседж, ветер истории, который наполняет паруса и чувствуется даже в такой депрессивной и антисоциальной среде, как это жулье живущее в трущобах и на блошиных рынках. Ветер социальной утопии неореализма (человеческое отношение к социальным низам) соединился с социальным оптимизмом послевоенного экономического бума и родился ток, текущий в будущее. Самый неисправимый злоумышленник нашел смерть под колесами трамвая. А самый молодой - вовремя слинял (и нашел себе работу), другой нашел работу случайно, когда убегал от полиции.
=======
Какое у этих героев будущее показывает известный фильм 70-х годов «Отвратительные, грязные, злые», который похоже закрыл тему, открытую фильмом Моничелли. Оптимизм сменился пессимизмом, надежда на естественный социальный прогресс не оправдались. Симпатия сменилась отвращением, добрый юмор - злой сатирой, но ведь в отвращении есть протест, это тоже сильное, горячее чувство. К 80-м годам и оно остыло.
=======
Заметил, что с возрастом Хазанов стал очень похож на Тото. Вот если бы у нас в девяностые и нулевые было такое кино, как в послевоенной Италии. Какой был бы комик!