*
«ОВСЯНКИ», А.Федорченко, Россия, 2010г. (8)
Ключ в названии.
Овсянки - птицы. До этого фильма я об их существовании ничего не знал, да и большинство зрителей тоже, настолько они неприметны, скрыты, спрятаны в реальности.
Это не воробьи (обыкновенные, массовые, всем известные) и не соловьи (особенные, прославленные поэтами и композиторами и потому тоже известные всем).
Трудно увидеть нечто особенное интересное в героях фильма - таких вот неприметных, как овсянки, людях среднего возраста (не молодых, не старых), спрятанных в обыденности, жителей ничем не примечательных городков (не деревня и не мегаполис), как показанный в фильме город со странным именем Нея (не-я), не бомжей/проституток и не журналистов/бандитов, не преуспевающих, и не аутсайдеров.
Они просто не попадают в поле зрения.
Нужна особая оптика, чтобы оператор запечатлел на пленке очарование простых среднерусских рек, обочин дорог и мостов (проще снимать помойку или многоуровневую развязку или пейзаж с березками).
И тогда непосредственно в обыденности можно увидеть целую стаю «овсянок» - цепочку метафор
Странный поэт среди обычных людей (не Резник, и не Пригов).
Странное племя меря, почти растворившееся среди русских.
Странный народ - русские, исчезающие в глобальном мире (на многоэтажной распродаже), как шагреневая кожа.
И наконец женщины (сколько там женских портретов, какие лица - и ни одна не похожа на Клаудию Шиффер) это ведь тоже овсянки, мужчинам надо суметь разглядеть их инаковость.