Не великовато ли пальтишко?

Oct 31, 2010 22:57

*
«ДОН ЖУАН», Д.Черняков, БОЛЬШОЙ ТЕАТР, 2010г. (3)

«ДОН ЖУАН», Д.Черняков, ЭКС-АН-ПРОВАНС, Франция, 2010г. (7)

Режопера в самом предельном варианте, режиссер еще и либретто полностью переписал, дальше ехать некуда, разве что он еще и музыку пересочинит :)


По большому счету меня не интересует вопрос: ложится ли придуманная история на оригинальную версию оперы Моцарта. Задаваться такими вопросами - не путь Благодарного Зрителя. Благодарный Зритель - чистый лист бумаги, он НИЧЕГО не знает об опере Моцарта, он смотрит и слушает, как в первый раз, то, что перед ним разыграли и спели актеры.
К тому же, он и языка не знает, не понимает текст, который поют. Музыка дает ему только эмоциональный ряд (в музыке ведь нет сюжетной конкретики, не сказано - кто кому слуга, жена или дочь, отчего наступила смерть - от удара шпагой или «затылком об косяк»), а режиссер с актерами выстраивают события и характеры. Действие важнее слов!

Насколько постановка Чернякова внятна и цепляет ли эта история зрителя (сама-по-себе, вне связи с либретто Да Понте)?

Оказывается, ответ на это вопрос сильно зависит от актеров, в первую очередь от исполнителя главной роли, потому что спектакль поставлен о Дон Жуане, о «матером человечище» и его драма должна волновать, как волнует драма героя Марлона Брандо в «Последнем танго в Париже».
И тогда такой герой, как жук попавший в муравейник, разворошит его и зритель увидит в дополнение к портрету главного героя еще и групповой портрет муравьев (этот ход применял Пазолини в «Теореме» внедрив в подобное буржуазное семейство неординарного человека). И, если исполнители ролей «муравьев» окажутся на уровне, замах режиссера на великие кинороманы окажется не только картинками в буклете, всё будет видно на сцене. На сцене БТ не было видно, а на сцене в Провансе - было (даже тем, кто буклета не открывал).

Дело мастера Бо.

Итак, забыв о либретто Да Понте, Благодарный Зритель должен, смотря на сцену, вспомнить кинороманы Бертолуччи, Пазолини, Висконти («Гибель богов»).

От исполнителя главной роли даже не требуется быть новым Марлоном Брандо, то есть актером, способным создать новый образ подобной мощи. Достаточно воспользоваться тем, что уже сделано предшественниками. Тут нужен актер, способный встать на плечи гигантов, имеющий право «замахнуться», примерить на себя то самое «желтое кашемировое пальто».

Дон Жуану Большого театра пальто оказалось очень велико, оттого и показалось, что опера велика режиссеру.
А первый исполнитель, сыгравший мировую премьеру постановки, Бо Сковхус, действительно вызывает на сцену образ героя «Последнего танго в Париже», он обладает харизмой матерого человечища и недюжинной силой связывает воедино все драматургические и режиссерские новации.

Перед глазами зрителя проходит драма крупного человека, «лишнего» (если в терминах уроков литературы), можно вспомнить скажем чеховского Иванова (и представить постановку пьесы Чернякова на драматической сцене, в роли Жуана - Андрей Смоляков, ну а в роли Лепорелло - Дмитрий Лысенков :).

Действие происходит в доме богатого семейства, где все отлажено, как в муравейнике, у каждого своё место за столом. Все играют положенные роли. Во главе стола - Командор. Дон Жуан - женат на его племяннице Эльвире, мужчина видный, крутит роман еще и с дочерью Командора, Анной. Но ему все обрыдло. Эльвира ему надоела, домогательства Анны надоели. Единственный человек, который его понимает - дальний родственник командора Лепорелло - забавный фрик.
Лепорелло тоже занимает свою нишу. Играет свою роль (не способен делать дела - забавляйся, не хочешь носить ботинки - никто не неволит, ходи в кедах). Лепорелло - правильный аутсайдер, пофигист, типичный второй номер, ведомый, а Дон Жуан - лидер, они давно нашли друг друга, но и у Лепорелло своя драма, ему тоже обрыдло (о чем он сообщает зрителю в первой же арии).

Герой Брандо бежал в Париж, чтобы станцевать свое последнее танго, а нашему Жуану бежать некуда, в 21-м веке такого молодого Парижа 68 года уже нет, везде одинаково.
Действие происходит в одной комнате или в разных, похожих до полной неразличимости?

В первых сценах мы видим диспозицию - тупик. Лепорелло скучает в кресле, Жуан убегает от Анны. И тут случай. Не было счастья, да несчастье помогло. Командор случайно застает разборки Жуана с любовницей, начинает выговаривать, Жуану бы спокойно уйти (скандал - хороший повод порвать надоевшую связь), но он заведен: взрывается, толкает Командора, тот "затылком об косяк" - умирает.

Брандо встретил Марию Шнайдер, Иванов встретил Сашу, а Жуан, расставшись с Анной, обратил внимание на дочку Анны Церлину (невеста на выданье, рядом неотесанный жених - кавказец или араб, не конкурент).
Неужели любовь еще возможна? Неужели вернется молодость? Попав в молодую компанию, Жуан «возрождается к новой жизни» и затем всему семейству предлагает возродиться, скинуть маски благопристойности - великолепный режиссерский ход «от обратного», чтобы вернуть истинное лицо, надо надеть бумажную маску, она поможет раскрыть своё подлинное «я» - да здравствует свобода!
Но тогда оказывается, что в глубине души Лепорелло влюблен в Эльвиру, Оттавио влечет к Мазетто, а сам Мазетто, может быть, мечтает вернуться в родной аул.
Никто не готов к такой свободе, они испугались, они быстро сорвали бумажные маски и вернули привычные. Попытка Жуана терпит крах, он не смог никого увлечь, даже Церлину, он вдруг понял, что уже немолод, его время прошо, у него даже сердце прихватило. Он один остается в бумажной маске и уходит прочь, но уже ясно, что эта компания ему не простит даже мгновения правды и свободы. К тому же Анна влюблена в него, как кошка, ревнует, Эльвира тоже ревнует, а Мазетто ревнует Церлину. Они его сживут со свету, так или иначе - дело техники. Занавес.

Тут бы и спектаклю конец. Но Моцарт зачем-то еще второе действия написал.
(продолжение отклика - http://lev-semerkin.livejournal.com/345203.html )

театр, опера

Previous post Next post
Up