*
Первое действие (5 баллов из 10). Экспозиция.
Разыграно без особых затей (режиссерских, актерских) скучновато, но добротно. Режиссер умер в актерах, актеры подобраны точно по типажам - щуплый неврастеник Лаевский-Усов (вспомним Даля в фильме «Плохой хороший человек»), крепкий, самоуверенный фон Корен-Миллер (вспомним Высоцкого).
В полном соответствии с названием пара «дуэлянтов» антагонистов в центре, а вокруг «секунданты», разнообразный, но необязательный фон. Выделяется органикой и фактурностью Назаров в роли Самойленко (вспомним Папанова) и Васильева в роли добропорядочной Марьи Константиновны. Остальные - совсем мелочь: длинноволосый дьячок все время хихикает, офицер (Кавказ, жара а он почему-то в шинели и застегнут на все пуговицы), женщина Лаевского (неинтересная и ему и зрителям), местные жители (для колорита).
Действие катится ровно, без неожиданностей.
Второе действие (8 баллов из 10). Кульминация и развязка.
Сюжетная пружина сжимается, напряжение нарастает и исполнители главных ролей разыгрываются по-настоящему. Однако спектакль делает даже не Усов и не Миллер.
Совершено неожиданно на первый план выходит непритязательный дьячок (Трошин). По первому действию ну никак нельзя было ожидать от него. Что он может сказать? Что он может сделать?
Однако и говорит - говорит самые важные самые чеховские слова и становится лицом от автора.
И делает - срывает трагическую развязку дуэли, и тем самым совершает перелом в действии, в судьбах героев и в спектакле.
Финал поставлен и сыгран замечательно. Конфликт разрешается всеобщим примирением, трогательным прощанием, умиротворением. Неглубокая купальня посередине сцены превращается в морской причал, убирают трап, лодка уходит в шторм, звонит колокол (то ли с колокольни в порту, то ли отбивают склянки на корабле).