*
« Das LIED VON DER ERDE», G.Mahler, L.Bernstein/J.King/D.Fischer-Dieskau, 1908/1966г. (10)
Очень впечатляет звуковой пейзаж. Не математический подход к музыке, нет звуковых рядов, упор на выразительность.
Малер, по-видимому, единственный из композиторов, кто много лет изо дня в день дирижировал симфоническим оркестром и потому он как никто ЗНАЛ СВОЙ ИНСТРУМЕНТ.
Особенно важно, что дирижировал он оперными спектаклями, то есть в состав ИНСТРУМЕНТА входили и человеческие голоса, солисты и хор.
ИНСТРУМЕНТ это не только струнные, деревянные, медные, ударные и «телесные». К набору составных частей приложены «инструкция по использованию» и «набор примеров», созданные поколениями предшественников и записанные нотами.
Отсюда такая богатая акустическая фактура, многообразие звуков, тембров, сочетаний, акустических красок, и такая свобода форм в сочинениях Малера - от знания возможностей ИНСТРУМЕНТА.
И ведь среди его сочинений нет опер (несколько раз начинал, ни одну не закончил).
Исполнение опер, чужой музыки, музыки других композиторов, как ежедневные гаммы, как изучение инструкции с разбором примеров. Когда начинается творчество, упражнения заканчиваются.
Музыкальная форма определяется замыслом и инструментом, а не внешними правилами, установленными видами и подвидами (симфония, оратория, опера, сборник песен - ни то, ни другое, ни третье, ни четвертое).
Существует ли такая музыка вне ИНСТРУМЕНТА?
Наверное существует, как существует мышление без слов, до слов. Изначальная чистая музыка, как чистая мысль, невоплощенная в слова, доступная только творцу - единичной душе и звучащая только в ней.
Насколько мышление зависит от языка?
Насколько музыка зависит от инструмента?
А также от исполнения ?
А также от звукозаписи ?
В 20-м веке выяснилось, что бывает и такая зависимость, музыка может существовать только в виде звукозаписи и даже исполнена быть не может (нельзя собрать музыкантов с инструментами, сесть и сыграть ее).
Это как скачок от театра к кино, ведь кинорежиссер не фиксирует, не записывает театральный спектакль, разыгранный актерами перед камерой, фильм рождается за монтажным столом, камера оператора и монтажный стол - главные инструменты.
«Песнь о Земле» - музыка театрального типа, пьеса для театра, написанная одним композитором-дирижером, поставленная другим композитором-дирижером с участием двух актеров.
Нашел в рунете (
http://www.mahler.net.ru/mahler_earth.htm) русский перевод «Песни о земле» (М.Кузмина). Выполнен в стиле «лютики-цветочки у меня в садочке», впечатление от текста отвратное («в садочках сердечных», «Цветочки все и травы кроет иней», «Там, посереди прудочка» ну и так далее, теми же «словечками», так и ждешь в финале свидания и расставания с «дружочком», но справедливости ради надо отметить, что Кузмин ограничился «другом»). Возможно, в немецком оригинале (точнее говоря, немецком переводе китайской поэзии) имеет место то же сюсюканье, но я немецкого не знаю, а интонации певцов говорят совсем другое, они возвышенны и благородны.
На том же сайте обнаружил несколько занимательных фактов из жизни композитора:
1) Гасить в зале театра свет, когда начинается спектакль - это изобретение Малера. Говорят, он велел это делать, дабы пришедшие в театр смотрели на сцену, а не на новые драгоценности и меха друг друга.
В собственных сочинениях Малер пошел еще дальше, он погасил свет не только в зале, но на сцене. Его произведения это спектакли, выполненные только звуком. По аналогии со зрелищем - СЛУШИЩЕ. Звучит из оркестровой ямы и разворачивается перед широко закрытыми глазами публики. «Песнь о Земле» это больше чем опера, музыка самодостаточна, не требуется изобразительного ряда, только звуковой.
2) В последнее лето жизни Малеру было грозное предупреждение о приближающемся финале. Когда композитор работал в маленьком домике в Толбахе, в комнату с шипением, шумом и клекотом ворвалось что-то огромное и черное. Малер выскочил из-за стола и в ужасе прижался к стене. Это был орел, который неистово кружил по комнате, издавая зловещее шипение. Покружив, орел будто растворился в воздухе. Едва орел исчез, как из-под дивана выпорхнула ворона, отряхнулась и тоже улетела.
- Орел, погнавшийся за вороной, - это неспроста, знак свыше... Неужели я и есть та самая ворона, а орел - моя судьба? - приходя в себя, проговорил ошеломленный композитор.
Орел влетает в комнату - один из последних эпизодов фильма Луи Маля
«Черная луна». Оказывается орел связан со смертью старухи, а не только с братом и сестрой (эта связь несколько раз подчеркивается, когда камера берет крупным планом картину на стене, на картине юноша разрубает орла саблей, а рядом девушка закрыла руками лицо).