*
«БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ», В.Бархатов, МАРИИНСКИЙ ТЕАТР, Санкт-Петербург, 2008г. (впечатление: 9 из 10, после второго посещения)
Постановка вполне достойная, опера получилась и слушабельная и смотрибельная. Есть сильные стороны, есть слабые. К сожалению, посмотрел только первое действие (погода в Лондоне подвела, начало задержали на полтора часа) и какой вышел окончательный баланс не знаю.
Сильные стороны:
1. Сценография Зиновия Марголина - самая сильная сторона. Масштабно, удобно, концептуально. Соответствует уровню первоисточника - в такой декорации можно сыграть «Братьев Карамазовых».
Конструкция на поворотном круге представляет собой целое, собранное из разнородных кусков прилепившихся друг к другу. Строение с пристройками (дом, город). В романе - многообразие социальных типов - дворяне, мещане, лакеи, отставные офицеры, монахи. Главные герои - семейство Карамазовых - многообразие человеческих характеров. И все это составляет единство, русский город, русский народ, русского человека. Декорация романной формы - многоэтажная, с вертикальной осью, поворачивается и оборачивается разными сторонами, гранями, углами - комнатой, улицей, балконом, монастырем, домом. А в центре - высокая колокольня и двор, закрытый дощатым забором. В финале ворота открываются, за ними, в сердцевине - другое пространство, пространство легенды (о великом инквизиторе).
2. Федор Павлович (Николай Гассиев) - самая сильная из ролей. И сыграно и спето внятно, ярко и выразительно. Лучший эпизод первого действия - монолог «в скверне-то слаще!».
3. Музыка оперы представляет собой музыкальные иллюстрации к роману. Уделено внимание по возможности всем главным персонажам, сцена за сценой изложены все ключевые перипетии сюжета. И в исполнении оркестра Мариинского театра под управлением Гергиева иллюстрации вышли красочные.
Слабые стороны:
1. Старомодность и благонамеренность либретто и музыки (застрявшей между Чайковским и Шостаковичем) делает оперу более пресной, чем роман. Нет в ней беспредельности, ровные волны - то лирические, то сатирические, то драматические. Все-таки роман слишком велик для сцены. Драматический театр последнего времени добивается наибольшего успеха с «Братьями Карамазовыми», когда выделяет один фрагмент и уходит вглубь («Карамазовы и ад» Фокина, «Мальчики» Женовача, «Нелепая поэмка» Гинкаса). В случае же подробной инсценировки всех линий, спектакль растекается по поверхности и собрать удается не всегда (Арцыбашеву удалось за счет сильной простонародной эмоциональной волны, а у Любимова вышла скороговорка).
2. Персонажи романа, за исключением Федора Павловича, получились неяркими, усредненными и похожими друг на друга. Пели и играли примерно одинаково, харАктерности не хватало.
3. Самый большой недостаток - недостаток режиссуры. Режиссура была иллюстративна, а поскольку опера и сама по себе иллюстративная, на сцене вышла иллюстрация иллюстрации, иллюстрация в квадрате. А это уже перебор. Режиссер развел мизансцены, изложил либретто, использовал возможности декорации. Для Достоевского этого мало.
UPD 05.02.08 на следующий день пошел снова, и
вот результат .