*
«СТИЛЯГИ», В.Тодоровский, Россия, 2008г. (9)
«Нет в мире таких крепостей, которых не могли бы взять трудящиеся, большевики»
И. В. Сталин (из доклада «О работах апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК», 13 апреля 1928 г. на собрании актива Московской организации ВКП(б).
Комсомолец по имени Мэлс (имя, хоть и похоже по звучанию на Бэмс из "Взрослой дочери молодого человека", но расшифровывается Маркс-Энгельс-Ленин-Сталин) не ищет в жизни легких путей и настойчиво пробивает дорогу прогрессу, преодолевая многочисленные препоны косной среды. Он сохранил большевистский дух от дедов и дух победителя от отцов, и потому одним из первых чувствует «остывание» советского проекта и расстается с отжившей комсомольской формой. Становится стилягой, осваивает джаз и кама-сутру.
В основу сюжетных ходов очень точно заложили несколько постулатов советской эпохи. Два основных («В СССР секса нет», «СССР - общество социального равенства») следует читать наоборот. Секс в фильме есть и неравенство показано.
Исходный побудительный мотив действий главного героя вовсе не низкопоклонство перед ярким-заграничным (как у туземцев перед «стеклянными бусами»), а половое созревание и соперничество из-за женщины. Влюбился и с большевистской целеустремеленностью добился своего.
Сходная, только симметрично отраженная, причина определила и неприятности Мэлса (женщины в свою очередь соперничают из-за него).
Социальное расслоение показано наглядно. Лидер стиляг, мажор, студент МГИМО - герой Максима Матвеева, останется мажором, Иваном-царевичем. А простому парню, герою Антона Шагина, как Иванушке-дурачку придется пройти «огонь, воду и медные трубы», в данном случае он пройдет сначала воду (в пруду ночью в парке), а потом освоит медную трубу саксофона.
Советское социальное неравенство на тот момент уже имело наследственную природу. У отцов, одного играет Гармаш (замечательно играет), другого - Янковский, разница еще более наглядна.
При этом социальное неравенство вовсе не мешает двум Иванам оставаться друзьями. До тех пор пока один не попытается отнять у другого мечту, развенчать стиляжий идеал. Как там во "Взрослой дочери" мажор-Виторган говорил Бэмсу-Филозову, "видел я эту Чаттанугу, захолустная станция".
Обоих актеров МХАТовской школы, Шагина и Матвеева, видел, когда они были еще студентами (
«Гамлет» ,
«Последняя жертва»), потенциал был заметен уже тогда, теперь раскрылся.
Третий постулат («В СССР нет расовой и национальной дискриминации») надо читать буквально. Иванушка дурачок, по словам приятеля мажора, «слишком усердно слушал Чарли Паркера» и судьба наградила его черным ребенком. Он и это принимает по-советски, как человек воспитанный на фильме «Цирк».
Форма фильма тоже «стиляжья», заимствованная, то есть в данном случае точно соответствует выбранной теме. Она яркая и пестрая, как «заграничный галстук», но пошитый отечественными умельцами. За образец взяты западные мюзиклы, чередование драматических и песенно-танцевальных сцен, дополняющих друг друга и раскрывающих содержание с двух сторон. При этом содержание наше, история наша (а главное, История с большой буквы наша), и наши песни уже следующих эпох умело встроены в музыкальный ряд.
Клип «Комсомольское собрание» на песню «Скованные одной цепью» снят по образцу «Стены» Паркера, а массовая сцена в финале по образцу финала фильма «Волосы» Формана, только вместо звезднополосатого флага - Кремлевские башни.
"Стиляги" в более откровенной и жесткой форме раскрывают темы, которые в мягкой форме уже были освоены на рубеже 80-х годов советским кино («Покровские ворота», «Мы из джаза», «Москва слезам не верит») и театром ("Взрослая дочь молодого человека").
Фильм получился, как тот младенец, смешанных кровей. Наша кровь оказалась сильнее, поэтому фильм надо признать. Этот фильм - наш!