"В лесу говорят, в бору говорят …" !

Jun 01, 2014 20:06



Фото 1  Утро в апрельском бору!

Всякая настоящая весна начинается у нас с Волги. Как только на льду появляются первые полыньи, прилетают к нам чайки и цапли. А вскоре начинает двигаться лёд и разные породы уток: кряквы, крохали, лутки, гоголя прямо в черте города плавают по открытой воде, ныряют, носятся стайками.
  В этом году из-за нехватки снега Волга совсем обмелела. С каждым днём воды становилось всё меньше. Отмели, протянули свои косы чуть не до других берегов, обозначив узкое русло. Казалось, что ещё чуть-чуть и вода в реке кончится совсем. Но утки летели исправно. Более того их было много, особенно кряквы. Каждое утро я брал бинокль и выходил на берег. В течении вечера и всю ночь подлетали сюда птицы. А после восхода многочисленные утиные стаи начинали подниматься на крыло и глазам, представало радостное зрелище. Повсюду, куда ни глянь, в воздухе кружили утиные треугольники. Промчавшись над водой, они брали курс на север и летели в сторону моря.
Но весна шла вперёд, заканчивался пик утиного перелёта, пора было собираться на глухарей.


Помните, я рассказывал вам о том, как в прошлом году на одном из глухариных токов нашёл «любовную полянку», где к токовику собиралось до 25 самок? Ожидалось, что от них будет много птенцов и через пару лет ток разрастётся. Я предвкушал интересную съёмку. Какими мы порой бываем наивными! Вновь побывав на токовище этой весной, я обнаружил, что от тока осталось лишь 2 петуха. Токовик видимо погиб т.к. на его группе сосен никто не пел, что стало с остальными непонятно, глухарок тоже было мало и это при том, что по счастливой случайности в прошлом году здесь никто не охотился. Печально, но нужно было искать другое место. При, казалось бы, наличии нескольких токовищ в окрестных лесах, о существовании которых я знал, это было непросто. Дело в том, что не всякий глухариный ток удобен для съёмки. Одни сильно загущены, по другим прошёлся ветровал, какие-то затопили бобры ну и т.д. И ещё одна важная деталь - у нас весной на токах охотятся, а мешать другим, лезть под пули, да и чтобы самому мешали, совсем не хотелось. До открытия охоты оставались считанные дни.
И тут вдруг, сидя утром на затухающем токовище, вспомнил, как однажды зимой, проезжали мы с егерем красивым сосняком и поведал он тогда о существовании здесь глухариного тока. Идея мне сразу понравилась, дело оставалось за малым - договориться, чтоб показали и успеть поснимать до охоты. Вот чем мне нравится мобильная связь, то что можно позвонить из одного леса в другой и быстро решить вопрос. Несмотря на всеобщую духовную подпорченность, есть ещё люди, которые могут тебе бескорыстно помочь. Не за деньги, и ни за что другое, а просто так, потому что понимают твоё желание в искреннем стремлении к красоте. Короче, договорились мы. А ещё узнал я, что всего в двух километрах, есть ещё и тетеревиный ток с десяток петухов и завтра там будут ставить шалаш. Захотелось везде. С этого момента всё в моей жизни завертелось и закрутилось. Лес перемешался и с семьёй и с работой, а они в свою очередь с лесом - спать было некогда!
  Ночь. Звёзды. Дорога, освещённая луной сильно петляет. Лунный свет отбрасывает от деревьев полосатые тени. Мы молча, словно по шпалам, шагаем по ним в ночном лесу. На просеке встретились лоси, увидев людей, животные сразу скрылись. Впереди зажурчала вода. Это бобры устроив запруду, затопили дорогу, приходится идти в обход через плотину. И вот мы на месте. Скоро рассвет, но ещё тихо на токовище. Стоим в ожидании, сейчас надо быть осторожным, ведь глухари наверняка проснулись и так же, как и мы слушают тишину. Над макушками деревьев в темноте пролетел вальдшнеп. Вскоре из бора послышались неясные звуки. Решаем немного подойти. Метров через сто стало слышно, как впереди, шепчет несколько петухов. Пытаемся их посчитать, но всё ещё далеко. Вроде как, два впереди, один слева и один справа. Виктор ушёл, у него ещё много дел. Моя задача на сегодня изучить характер токовища, попытаться выяснить токовые участки и определиться с местом установки скрадка.
  Небо начинало светлеть. Я потихоньку пробирался всё дальше. Слева, сквозь деревья белела нерастаявшим снегом поляна, где-то там, за ней пело несколько петухов. Чтобы слиться с окружающей обстановкой и понаблюдать, я присел на валежину у толстой сосны. Петухи всё ещё были на деревьях, и я пытался определить на каких. Вдруг послышался лёгкий шум, это начали подлетать глухарки. Одни из них молча качались на ветвях, другие призывно «бакали» и тем самым побуждая женихов спуститься на землю. А петухи за поляной уже бегали вовсю. Оттуда периодически доносилось и хлопанье крыльев и яростное скирканье. Стало ясно, что здесь и есть основное место. Но один из глухарей, не поддавшись общему соблазну, ходил по сучку и пел. Занималась заря, а с болота надвигалась на неё тёмная туча. Темнело на глазах. Глухари примолкли, некоторые стали покидать токовище. Зашагал обратно и я. По дороге встретил отпечатки лап медведя. Следы выглядели не очень старыми и не успели замыться. Что-то тянет их всё время к глухариным токовищам. Вспомнилось, как однажды в самом начале весны, забирался я на дальний глухариный ток и вдруг наткнулся на свежие медвежьи следы. Медведь недавно встал из берлоги и шёл в моём направлении. Так и топал я за ним километра три, пока он на ток не привёл. А через несколько дней возвращался я обратно и ведь опять по его следам. На этот раз, медведь меня из леса выводил, дорогу показывал аж до деревни, ну чтоб не заблудился случайно! Может понравился я ему?
  Опять звёздная ночь. Перед рассветом «заблеял» в небе бекас, вскоре протянул первый вальдшнеп, «зачуфыкли» на болоте тетерева, запели и глухари. Глухарки стали подлетать на ток, некоторые ходили совсем рядом со скрадком. А когда рассвело поблизости не оказалось ни одной птицы, так и пришлось довольствоваться из далека.
  Днём переставил скрадок на новое место, но результат повторился. Глухари явно обходили укрытие и это притом, что стояло оно уже третье утро. Зато перед рассветом, ко мне пожаловал медведь. Я ждал наступления утра, как вдруг почувствовал, что рядом кто-то ходит. Шаги были тихие и едва различимые, но бывая в лесу я научился понимать многие вещи. В амбразурку скрадка, ничего не было видно. Можно было конечно включить фонарик, но помня, как я раз посветил им на волка, решил сам себя не пугать. Вскоре стало светать, шагов больше нет. Заиграли зарю петухи. А после тока я нашёл в 20 метрах от скрадка примятый мох и дальше свежие следы средних лет медведя. Неуютно чувствуешь себя в такой ситуации, особенно когда нет даже элементарных средств защиты, как: нож, свисток или баллончик с перцем. Понятно, что они больше для моральной поддержки, но и она в такие моменты не помешает.

До открытия охоты оставался один день, и мне хотелось посвятить его тетеревам. А с глухарями, как ни печально, пришлось попрощаться.
Что будет с ними в будущем году и будет ли, кто сейчас знает!

P.S. Забегая вперёд.
Отдельно, в знак благодарности, хочется сказать тёплые слова местным егерям Виктору и Сергею, без участия которых не состоялся бы ни этот, ни нескольких последующих постов. Я знаю, что они никогда не прочтут этих строк, потому что у них нет компьютеров. Но как же быть иначе, если даже в разгар охоты, вдруг раздаётся звонок и мне предлагают съездить на новое тетеревиное токовище.
Большое им СПАСИБО и Большие фото с токов!

Фотографий здесь и далее будет много, так что кто плохо переносит самолёты, просьба в низ не смотреть. Но я почему-то надеюсь, что этого не произойдёт!
Фото 2  Глухари поют на деревьях с рассвета и до прилёта глухарок, после чего спускаются на землю



Фото 3  Слетев на землю, глухарь сначала прислушивается



Фото 4  Общий вид токовища. Вдали за деревьями чернеет пятнышко -это другой петух. Всего же их было 7!



Фото 5  В зарослях багульника



Фото 6  При проходе через кустарник глухарь поджимает с боков хвост



Фото 7  Сближаются



Фото 8  Здесь и далее несколько снимков, как глухарь держит голову во время песни



Фото 9  Во время щёлканья



Фото 10  Во время точения бывает аж голову назад забрасывает



Фото 11  Сколько в нём страсти!



Фото 12  В разгар токования некоторые петухи, от возбуждения снова взлетают на деревья



Фото 13  На току появились глухарки



Фото 14



Фото 15



Фото 16  С прилётом самок все токующие петухи начинают припархивать над землёй. Припархивать смешное слово потому, что иногда такие подлёты могут быть в высоту до 2 метров. Теперь представте каким шумом это сопровождается!



Фото 17



Фото 18



Фото 19  Фотографировать взлетающих петухов тяжело, постоянно мешают кусты и ветки



Фото 20



Фото 21



Фото 22  Два петуха с соседних участков выясняют отношения "Кто здесь прав"!
Видно, что глухарь справа весь побит в предыдущих драках, на голове и шее белеют пятна кожи без перьев, но тем не менее он опять нарывается.
Глухари, не то что тетерева, на драку сходятся долго, но если начнут - бой стоит на весь лес



Фото 23  Вытянули шеи как гуси и чуть не касаясь клювами пугают. К сожалению очень мешают кустарнички багульника и подбела



Фото 24



Фото 25  Ну, ну, ну ...



Фото 26



Фото 27



Фото 28



Фото 29  Драка не состоялась, задира пятится. На фотографии не покажешь, но вот увидел интересную вещь, как ходит задним ходом отступающий глухарь. А ещё чувствуя превосходство соперника, чтобы стать выше, он забирался на кочку. Но это было за деревьями. Вообще, видишь увы намного больше, чем можешь заснять



Фото 30  В "Фас" и Профиль! Местные глухари скрадка почему то сторонились и снимать приходилось из далека т.е. все кадры кропнутые. Я с таким поведением столкнулся впервые.



Фото 31  "Птица счастья"  Глухарь покидающий ток.

глухаринный ток

Previous post Next post
Up