Когда я умер - не было никого: Postmortem privacy в Сети

Oct 30, 2008 13:28


Неоднократно упомянутый мной в предыдущих статьях Интернет-субъект - суть проекция личности, создаваемая человеком (или группой людей) с использованием возможностей, которые предоставляют различные сетевые сервисы (социальные сети, блоги, хост-площадки, виртуальные миры). Длительность жизни Интернет-субъекта, как правило, определяется исключительно желанием его создателя, и бывает весьма непродолжительна - далеко не каждому пользователю хватает терпения и духовных сил методично, в течение многих лет вести блог или поддерживать постоянно обновляющуюся веб-страничку. Интернет-субъекты, созданные группами пользователей чаще всего являются частью масштабного проекта, с определенными датами начала и завершения - соответственно, по завершении проекта прекращает свое существование и Интернет-субъект.

Однако большинство Интернет-субъектов создаются и поддерживаются одним пользователем - как проекция личности этого пользователя в Сети. Именно в таких случаях могут возникнуть (и все чаще возникают) ситуации, когда проекция переживает своего создателя.


Подобные случаи пока не носят массового характера, но со временем неизбежно будут все более частыми: прежде всего из-за неуклонного увеличения среднего возраста пользователя Интернет. Сейчас ситуации, когда Интернет-субъект переживает своего создателя обычно связаны со скоропостижным и трагическим уходом последнего из жизни. В будущем же станут типичны случаи, когда пользователь - создатель Интернет-субъекта прекращает активную деятельность в Сети достигнув преклонного возраста, или (что, мне кажется, будет более распространенным прецедентом) - в силу естественной смерти.

Несмотря на очевидность такого развития событий, изучению связанных с ним ситуаций (как уже имевших место, так и легко предсказуемых) почему-то уделяется очень мало внимания. Именно это нежелание «помнить о смерти» порождает нижеописанные прецеденты, охарактеризовать которые иначе как «безнравственные» сложно.

Известный персонаж довлатовского «Филиала» говорил «Я не воюю с покойниками!» (при том, что под «покойником» подразумевался никто иной, как Сталин). Такую позицию, на мой взгляд, следует рассматривать как единственно моральную - человек, прекративший свое физическое существование, его поступки и взгляды становятся достоянием истории, предметом изучения и осмысления. Умершему нельзя задать уточняющий вопрос, он не может адекватно ответить на оскорбление - соответственно, обращаться к нему как к гипотетическому оппоненту - нечестно. Но значительно более нечестно и безнравственно - говорить от имени покойного с целью формирования о таковом выгодного для кого-то мнения (или просто с хулиганскими целями).

Существование «бесхозного» Интернет-субъекта предоставляет широчайшие возможности для подобного рода махинаций. Известен ряд случаев (с последующими судебными разбирательствами), когда веб-страничка или блог умершего взламывались, и от имени покойного в Сети распространялись некие сообщения, а то и просто спам. Естественно, что предотвращение таких хакерских действий в первую очередь должно ложиться на плечи компании, предоставляющей веб-площадку - именно поэтому подобного рода взлом, как правило, успешно пресекается, а виновники - наказываются в рамках принятых юридических процедур (от чего факт взлома веб-ресурса умершего не становится менее мерзок). Но последнее время (особенно в Рунете) получили распространение «танцы на гробах» иного рода.

Сетевые провокаторы и хулиганы не утруждают себя технически сложной и, к тому же, наказуемой хакерской деятельностью - все чаще после сообщения о смерти более или менее известного лица в Сети начинают появляться откровенно фальшивые блоги, аккаунты социальных сетей - а то и веб-странички умершего. Публикующаяся там информация обычно носит издевательский и порочащий характер.

Наиболее известный случай подобного рода - создание «посмертного» ЖЖ  Геннадия Бачинского, где от имени погибшего шоумена публиковались «репортажи из преисподней», и оскорбления в адрес других блоггеров. Еще более вопиющий случай - создание «альтернативных» страничек сервиса «Вконтакте» для убитой школьницы Анны Бешеновой - каковые использовались как националистами, так и их противниками для представления данного дела в выгодном им свете, и организации провокаций в инфопространстве.

Как ни парадоксально, подобному циничному хулиганству часто способствуют родные и близкие умершего, обращающиеся к поставщикам услуг хостинга с просьбой удалить аккаунты ушедшего из жизни. После исчезновения из инфопространства настоящего Интернет-субъекта (исчезновения, обычно никак не афишируемого) становится невозможно установить, какие сетевые публикации действительно исходили от покойного, а какие - от сетевых хулиганов. Следует также заметить, что удаление аккаунта приводит к «высвобождению» для последующего использования сетевого имени покойного - каковое нередко и используется хулиганами.

Мировая практика знает множество путей как решения вопросов наследования имущества (в том числе и интеллектуальной собственности), так и способов защиты privacy. Именно в этом правовом поле находится проблема защиты Интернет-субъекта от неправомерного использования в случае невозможности поддержки и защиты такового самим его создателем.

На мой взгляд, наилучшим путем защиты Интернет-субъекта от посягательств в случае физической гибели его хозяина, может стать создание института «Веб-завещаний» - а именно дополнительных пунктов в завещании, касающихся судьбы Интернет-субъекта покойного. К тексту, содержащему подобного рода волеизъявление должны прилагаться пароли сервисов, используемых для поддержки Интернет-субъета, и, возможно, краткое обращение к провайдерам, легитимизирующее использование этих паролей названными покойным лицами.

В случае наличия подобного завещания, одной из задач наследников умершего станет законное и этичное прекращение деятельности его Интернет-субъекта (сетевой проекции личности). Таковым может стать официальное (подписанное наследниками покойного) извещение о смерти на веб-страничках и\или в блоге покойного, и установление запрета на дальнейшую публикацию там всякой информации. К этому извещению (прежде всего, основываясь на дате его публикации) впоследствии можно будет апеллировать при опровержении возможных «посмертных» заявлений от имени умершего, публикуемых хулиганами. Также, распространение этой официальной информации среди аудитории Интернет-субъекта не позволит обмануть читателей в случае взлома странички.

В рамках такого завещания возможно и превращение Интернет-субъекта в «страничку памяти» умершего - обновляющуюся силами родных и близких, и пополняемую материалами о покойном.

Современная действительность все меньше располагает людей к размышлениям о возможном (и, нередко, внезапном) окончании их земного существования. Однако, ширящееся пранк- и троллинг-движение заставляет принимать меры против «осквернения могил» средствами Интернета. Практика «сетевых завещаний», впрочем, будет эффективна лишь в случае признания и поддержки таковых поставщиками сетевых услуг - некоторые из которых пользуются скандалами для увеличения своей популярности (не задумываясь о том, что скандал, связанный с деятельностью Интернет-площадки - удар по репутации таковой). Так что изменить ситуацию в корне сможет лишь рост спроса на postmortem privacy - а такой рост, к сожалению, будет расти лишь пропорционально количеству громких скандалов…

Requiescat In Peace.

© Лев Колбачев

нерифмованный массив, философия блоггинга, mirabile futurum, статьи

Previous post Next post
Up