Есть такая патриотическая присказка "антисоветсткий - значит антирусский". Которая как бы ставит знак равенства между понятием (ментальность, психология, вот это всё) советским человеком, и русским - как дореволюционным, так и прошлым (подспудно подразумевается, что такой же знак равенства должен быть и между "советским" и остальными народами СССР - но это уже настолько смешно, что тему просто обходят молчанием).
Анекдотичность номер раз заключается в том, что сами большевики, которые этот СССР создали в свое время за такую максиму радостно если не поставили бы к стенке, то погрозили пальчиком маузером. Потому что "советский человек" официально считался новым типом человека вообще, который надо вырастить из человеческого сырья, а никак не тем же, что и "русский" (грузин, казах, еврей, итд.).
И что характерно, у них получилось.
Чтобы понять разницу между русским и советским - очень рекомендую к прочтению два произведения с очень схожим по-своему сюжетом, расстановкой персонажей, но совершенно разной психологией и развязкой. Это
"Мать" Максима Горького и
"Софья Петровна" Лидии Чуковской.
Так вот горьковская Пелагея Ниловна - русская. А Софья Петровна - уже советская.
Притом, что первая - революционерствует в первое десятилетие ХХ века, а вторая - варится в котле "антисоветчины" в 1930е. Такая вот диалектика (хотя, собственно, как раз очень простая: у русских получилось избавиться от тирании, а у советских - только сходить с ума от страха). Дело то не в политической платформе, а в стиле мышления.
А потом еще несколько поколений для закрепления, да.
Никаких русских за 70 лет не осталось (как не осталось, например, никаких казаков). "Русские" которые появились в перестройку и позже - это нью-эйдж, совершенно новая нация, придумавшая себя сама, на том, что казалось достойным называться словом "русский". И в плане ментальности, прежде всего, это было глокализаторское (тогда такого слова не было, зато сейчас есть), пассионарное, и - антисоветсткое (невозможно выделить себя из массы, не противопоставив себя ей).
Можно рассуждать, насколько это хорошо или плохо (собственно плохого тут - все недостатки нью-эйджевости, типа цветастой мифологии из портков несвежих покойников пополам с космистскими фантазиями шизофреников, и особо неразборчивого прозелитизма), но это неважно сейчас. Важно, что в основе над любимым патриотическим тезисом можно только смеяться, если хоть немного понимать суть.
Ну, и книжки хорошие читать, не без этого.