Jan 15, 2015 19:17
Чем отличается ныне "цивилизованный" мир от "нецивилизиованного"?
Не уровнем развития технологии - в глобальном мире технологию всегда можно купить.
Не уровнем жизни. Не политической блокировкой, не религиозными пристрастиями (объяснение "почему "не" давать считаю излишним, т.к. очевидно).
Отличия видятся на уровне ощущений, примет, результатов совершенно разных культурных столкновений. Однако же непротиворечивые признаки для обобщения показать довольно сложно.
В качестве такового рассмотрим отношение к проблеме сверхчеловека.
Само это слово, а тем более "проблема" после WW2 не то чтобы табуировано - но рассматривается как "что-то плохое". Мы же подойдем непредвзято.
Сверхчеловек (постчеловек) - есть человеческое существо (член общества, естественно), которое путем собственного развития в рамках этого общества и с помощью других его членов начинает по ряду значимых "эволюционных" показателей заметно превосходить "среднего человека" по планете.
Проблема сверхчеловека - это проблема отношения к появлению (неизбежному!) такового, построения взаимоотношений с ними (их появится сразу много, потому что "постчеловечество" - не пачка гомункулов, а этап развития сообщества).
И именно здесь нынешнее человечество резко делится на две половины:
Первая - видит пришествие "сверхчеловека" как радостную неизбежность, стремится приблизить его и когда придет это время - быть одними из этих сверхлюдей.
Вторая - видит в этом пришествии опасность, боится его и стремится не допустить.
Причины такого разделения - очень сложные и комплексные, а для отдельного индивидуума - в огромной степени иррациональные, Но можно навскидку назвать несколько характерных черт "к размышлению":
Первая группа: религиозные - буддизм, синтоизм, античные религии и их черты в европейской культуре, пришедшие через эпоху возрождения, атеизм. Философские - кантианство, ницшеанство, философия жизни и натурфилософия, постмодернизм. Политический - демократия, социал-демократия.
Вторая группа: религиозные - авраамические религии, племенные верования, тоталитарные секты, нью-эйдж. Философские - все "почвеннические" и "изоляционистские" учения. Политический - автократия (при любом формальном именовании), олигархия.
В первой группе принципиальный элемент всех перечисленных концепций - возможность достижения значительных ("богоравных") успехов в некоей области своими силами (будды, античные герои, и т.д.). Во второй - возможность исключительно "формального" существования с перспективой "воздаяния" в будущем, очищение через страдание/ унижение/смерть и убийство, отрицание достижений в "этом" бытии как цели (святые, мученики, и т.д.).
Кстати, процентов 70 западной поп-культуры в наиболее массовых ее формах уже лет 10 как вертится вокруг этой проблемы - а социологам как бы и невдомек.
Эта концепция разделения может показаться сторонникам "абстрактного гуманизма" фашистской. Никоим образом: переход из одной группы в другую осуществляется свободно, и фактически единственное условие - желание таковой осуществить.
И совершенно очевидно, что в перспективе если рассматривать это разделение с позиции неизбежного конфликта - победа за адептами "сверхчеловеческого". А вот как не скатиться в фашизм в ходе конфликта - это важный вопрос.
Ответ на него попробуем дать в следующей статье.
в крутом раздумьи,
Философия Ивановна Хуева,
mirabile futurum,
статьи,
revolution ballroom