Dec 03, 2014 03:02
В принципе, многие, в том числе мертвые герои и корифеи, рассказывали, что жанр бардовской песни - это от безысходности, от того, что "просто стихи" не заходят, а если добавить формальных признаков песни - заходят.
В принципе, в этом есть логика. Когда сидит у костра слегка кирной и/или уставший турпоход/экспедиция/стройотряд - не зайдет читать даже гениальные стихи. А вот слабать гоп со смыком - зайдёт. Поэтому поэзия мимикрировала под гоп со смыком. Разная поэзия, в том числе хорошая.
Потом, когда жанр вылез из лесу (то есть, КСП-то может проходит и в лесу, но уже со сценой, и "творчество" повод припереться в лес, а не наоборот) - концепция себя изжила, авторы начали заморачиваться, арнжироваться и собирать бэнды, и то, что сейчас называют бардовской песней - это на самом деле форматный фолк/рок/эстрада. И в этих жанрах (даже когда их называют бардовской песней) тоже проскакивает хорошая поэзия, с частотой "средней по жанру". И это на самом деле все тоже очень хорошо.
Но есть одно но: за то время, пока поэтически-трехаккордная бардовская песня существовала - вокруг нее вырос свой социум, со своей идеологией и мифологией. С иконами, апокрифами и самоидентификацией. С попытками исследовать явление (удачными) и придумать определение для собственного жанра (с переменным успехом).
И тут вдруг получается, что весь жанр, вся культура, все возьмемсязарукидрузья - это просто проекция неестественного выбора изобразительных средств/работы с тугой целевой аудиторией, одна большая техническая проблема. И по-хорошему, надо разбегаться по сценам других жанров, "общетворческим" тусовкам, и жить как нормальная эстрада/андеграунд. Что, в общем-то очень многие успешные барды и делают. А менее успешные - объявляют прокрустово ложе "жанра" каноном, даже не разбираясь, почему все вот так, и тех, кто в него укладываться не хочет - гонят ссаными тряпками. Что лет 10 назад было обидно, а сейчас - невыносимо смешно.
Тем более, что параллельно с этим вот убеганием авторов в "нормальные" жанры пошла в гору "чистая" поэзия, хипсторы ее вытащили (элитарное дело же!), так что теперь и поэтам не нужно трех аккордов, чтоб на сцену попасть, и так сцен избыток. И по логике вещей, всей нашей "бардовской культуре" еще пожить лет эдак 20-30, пока довымрут от естественных причин те кто помнят и любят золотое время жанра, а на смену им не придет никто (нет, я видел юных мутантов, которые делают свое и сейчас, полностью в каноне, но во-первых, их пренебрежимо мало, а во-вторых - качество их крео такое, что без рвотного рефлекс слушать нельзя).
Ну и хорошо, сказал бы я. Закопайте стюардессу, сказал бы я. Хватит насиловть труп, сказал бы я.
Но знаете, жалко. Как ни странно.
Не авторов жалко, не жанр. Ничто не вечно, одно уйдет - придет другое. Жалко, ткскзть, задачи. Потому что задача красивая, хоть и с совершенно искусственными условиями (мощная, оригинальная и острая поэзия + музыка минимал), а из множества решений более-менее вычерпали только одно (этого мы уже до одышки наслушались).
Хотя минимал может быть, например, нойзовым, гитарка вообще необязательно (фоно и баян, впрочем, у нас в жанр уже зашли), понятно, что поэзия сложная и острая. Опять же можно не под готовый рифмованный текст подкладывать акцентирующий музыкальный минимум, а при написании стиха закладывать признаки определенного песенного жанра, а потом в музыке этот жанр деконструировть. Опять же, нойз тут у нас неотрывен часто от перформанса, а сами же бардмэтры уважают театральную составляющую в жанре.
Кто сказал "даркфолк"? Похоже, но не то. Дарк-кабаре? Похоже, но не то. Мелодичный alternative hip-hop? Местами похоже, но нет.
Поскольку сейчас все пост (пост-рог, пост-пунк, вот это всё), я считаю, это должно называться пост-бард. Это звучит красиво и модно (я придумал, столблю идею). При условии, конечно, что в эту сторону будет кому копать.
Ну, кроме меня, естественно, хе-хе.
в крутом раздумьи,
песТни,
daily scum