Дал Дионис усладу винограда
И правду, заключенную в вине.
Его легко восприняла Эллада,
С богами почитая наравне.
Бог виноделия родился шестимесячным и оставшееся время донашивался Зевсом,на острове Наксос. Чтобы обезопасить своего сына от гнева Геры, Зевс отдал Диониса на воспитание сестре Семелы Ино и её супругу Афаманту, царю Орхомена, где юного бога стали воспитывать как девочку, чтобы Гера не нашла его.Поэтому Диониса часто изображают двуполым, ( гермафродит) - с округлыми чертами, «женоподобным». В мифе о его воспитании, он переодет в девочку; он всё время окружён женщинами, начиная от воспитательниц нимф (связь с водой), и заканчивая сатирами - лесными божествами , демонами плодородия, жизнерадостными козлоногими существами , населявшие греческие острова (sa "tur" ) древний минойский теоним,встречается в надписях и происходит от корня tur «владыка» и приставки "sa"
Диони́с (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος, микен. di-wo-nu-so-jo, лат. Dionysus), Вакх, Ба́хус - в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Упомянут в «Одиссее» . Дионис был сыном Зевса и Семелы , дочери Кадма и Гармонии. Узнав, что Семела ждет ребенка от Зевса, его супруга Гера в гневе решила погубить Семелу и, приняв вид кормилицы Семелы, внушила ей мысль увидеть своего возлюбленного во всем божественном великолепии. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. Зевс поклялся водами Стикса, что выполнит его, а такую клятву боги нарушить не могут. Семела же попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру. Зевс был вынужден исполнить просьбу, явившись в пламени молний, и Семела была мгновенно объята огнём. Зевс успел вырвать у неё из чрева недоношенный плод, зашил у себя в бедре и успешно выносил. Таким образом, Дионис был рождён Зевсом из бедра. Когда Зевс мучился родами, Посейдон угостил его тунцом.
Когда разгневанная супруга Зевса наслала на Афаманта безумие, в припадке которого тот убил своего сына, пытался убить Диониса, и из-за которого Ино со вторым сыном пришлось броситься в море, где их приняли нереиды. Затем Зевс превратил Диониса в козленка, а Гермес отнес его к нимфам в пещеру на Нисе . (между Финикией и Нилом).
Нимфы Нисейской долины спрятали его от Геры, закрыв колыбель ветками плюща. После гибели первых воспитателей, Дионис был отдан на воспитание нимфам , а наставник юного бога Силен открыл Дионису тайны природы и научил изготовлению вина.
В награду за воспитание сына, Зевс перенёс нимф на небо, так появились, согласно мифу, на небе Гиады, скопления звёзд в созвездии Тельца рядом со звездой Альдебаран.
Гера вселила в Диониса безумие, он бродил по землям Египта и Сирии,постоянными спутницами, поклоняющимися ему были менады и вакханки, названные его вторым именем. Дионис и сопровождавшие его женщины впервые издали клич «Эвое» на горе в Мессении, которую назвали Ева. Дионисий путешествовал по Египту, Индии, Малой Азии, пересёк Геллеспонт, попал во Фракию, а оттуда добрался до родных Фив в Греции. Он первым навел мост через Евфрат у города Зевгма (греч. ζεύγμα, лат. ´zeugma - сопряжение, связь), где хранился канат из лоз винограда и плюща . Диониса почитали выходцы из Аравии. Бог бесшабашного веселья отправился в поход вместе с Гефестом и сатирами на ослах, которые ,почуяв гигантов,так заревели, что те разбежались, вернулся через три года, поэтому ему приносят «трёхлетние жертвы» и совершают раз в 3 года вакхические празднества и за это символ "Осла" помещен на небо.
Куда бы ни приходил этот бог, он всюду учил людей выращивать виноград, но ему всегда сопутствовали безумие и насилие , он совершал убийства, будучи взбешён или сводил с ума тех, кто отвергал его и не признавал в нём бога. Царь Ликург, отвергший Диониса, убил в приступе безумия топором своего сына, убеждённый, что срубает виноградную лозу Диониса. С ума сошли и дочери Миния, а царя Пенфея растерзали обезумевшие вакханки. Сама мать несчастного Агава была среди этих женщин: она укрепила окровавленную голову сына на тирс, убеждённая, что это голова львёнка. В Аргосе Дионис поверг женщин в безумие. Они бежали в горы с грудными младенцами на руках и стали пожирать их мясо. Но "главная" его женщина - это Ариадна, дочь критского царя Миноса, благодаря нити которой, афинский герой Тесей смог выбраться из лабиринта. На острове Наксос, по пути в Афины, Дионис приснился герою , и утром Тесей ее бросил.От горя Ариадна , готовилась покончить с жизнью , но Дионис взял её себе в жёны. Из любви к младшему сыну, Зевс сделал Ариадну бессмертной богиней.». Когда боги бежали в Египет, Дионис снова превратился в козла.
Нонн, из Паннополя , писатель-орфик, объясняет поворот на Крите от культа козла к культу быка тем, что Загрей, или Дионис, был рогатым ребенком, на день занявшим трон Зевса. Титаны разорвали его на куски и съели после того, как он прошел через ряд метаморфоз, побывав Зевсом в козьей шкуре, посылающим дождь Кроном, вдохновенным юношей, львом, конем, рогатым змеем, тигром, быком. Согласно мифу, Диониса убили титаны, когда тот принял образ быка, поэтому критяне, разыгрывая страсти и смерть Диониса, зубами разрывали на части живого быка. Имеются и античные изображения Диониса в этой ипостаси, так, на одной из статуэток он представлен одетым в бычью шкуру, голова, рога и копыта которой закинуты назад. На другой он изображён ребёнком с бычьей головой и венком из виноградных гроздьев вокруг тела. К богу применялись такие эпитеты, как «рождённый коровой», «бык», «быковидный», «быколикий», «быколобый», «быкорогий», «рогоносящий», "двурогий"
Один из его многочисленных имен - Диме́тор (греч. διμήτωρ, «имеющий двух матерей»), сравнивается с Митрой , так как и тот съеден в образе быка. Сравнение Диониса с Осирисом не выдерживает критики из-за животных аспектов греческого божества, а также его экстатической, безумной природы, символизируемой вином ...
Бафомет - двуполый демон , на руках
написано " растворяй и смешивай"
Еще один его эпитет - Эсимнет(«Владыка»). Надпись находилась в ларце, сделанном Гефестом и данном от Зевса Дардану. После взятия Трои была захвачена ахейцами , и хранилась в Патрах.
В его культе, в котором " не было место рассудку, в котором отступали все правила, нарушались запреты, в котором больше не было города с его законами, а было лишь экстатическое единение с мирозданием, где всё кружилось в безумном танце: небо и земля, звери и люди, жизнь и смерть, боль и наслаждение."
Дионисизм означает освобождение беспредельного влечения, взрыв необузданной динамики животной и божественной природы; поэтому в дионисийском хоре человек появляется в образе сатира, сверху - бог, снизу - козёл (К. Г. Юнг. «Психологические типы»).
Дионисизм проповедовал слияние с природой, в котором человек всецело ей отдается. Когда пляска среди лесов и долин под звуки музыки приводила вакханта в состояние исступления, он купался в волнах космического восторга, его сердце билось в лад с целым миром. Тогда упоительным казался весь мир с его добром и злом, красотой и уродством. <…> Все, что видит, слышит, осязает и обоняет человек,- проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы и отвратительный паук - во всем заключено божественное. Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда «священное безумие Вакха», вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествился с ней и значит - с Дионисом. (Александр Мень. «История религии».)
Двуполые греческие боги - Аполлон и Дионис
Аполлоническое начало, в лице, соответственно, греческого бога Аполлона, символизирует порядок, ясность, свет, гармонию в человеке. Заповеди любимейшего из богов греков Аполлона гласили: «знай меру», «соблюдай границы» и «укрощай свой дух»
А начало в лице бога Диониса - он же Вакх, он же Бахус - отвечает за глубинные, стихийные, первородные стороны человеческой души. По мысли Ницше, функция этих двух богов, помимо всего прочего - избавлять от изначальной трагедии жизни, от страха смерти.
Аполлон - это спасительные игры разума, проявляющиеся в стройных теориях и художественных образах, позволяющие человеку канализировать свой страх смерти в творческую деятельность.
Дионис - избавляющее от страха смерти забвение в опьянении и слиянии с природой, проявляющееся в высвобождении всего стихийного, инстинктивного, чувственного в человеке, в исступлении животного, бессознательного и неподконтрольного разуму и культуре.
В применении к винной теме и современности: Дионис это тот, кто склонен к неким актуальным аналогам вакханалий, позволяющим забыться «перед лицом жестокой реальности», а Аполлон, это, скорее всего, тот, кто не позволит алкоголю встать между собой и реальностью.