Газан - Махмуд

Mar 22, 2013 15:51


Сын монгольского принца Аргуна от Култак-эгечи (Казан -хан ,мусульманское имя - Махмуд) , считается одним из самых выдающихся государей своего времени. Он родился в конце 1271 года в городе Абескун (Мазандеран) и был поручен заботам кормилицы-китаянки по имени И-Шенг . Но уже трех лет от роду его посадили на коня, и с этих пор воспитанием будущего правителя стали заниматься мужчины. В 1274 г. Аргун-хан отправился в Тебриз к своему отцу ильхану Абаке и взял с собой Газана. Абака, увидев маленького внука восседающим на коне, очень обрадовался и сказал: "Этот отрок достоин того, чтобы быть при мне". После этого Газан был доверен заботам старшей жены Абаки, Булуган-хатун. Он был очень смышлен и, играя со сверстниками, учил их военному строю и способам боя. Когда Газану исполнилось пять лет, Абака-хан поручил его китайскому бахши (бахсы - народный ашуг и музыкант) Яруку, чтобы он воспитал принца, обучил его монгольскому и уйгурскому письму, наукам и хорошим манерам , основам буддизма. Газан много упражнялся в искусстве верховой езды и стрельбе из лука. Он постоянно запускал соколов и так гонял вскачь лошадей, что люди давались диву. Абака-хан не чаял в нем души и не раз говорил: "На челе этого отрока видны следы могущества и счастья




В 1284 г. Аргун сделался ильханом ( султан,падишах) и, уезжая на запад, оставил Газана наместником в Хорасане. Несмотря на молодость, он деятельно взялся управлять вверенной ему провинцией. В период наместничества построил в Кучане буддийский храм . В эти годы ему пришлось подавить множества восстаний и бунт непокорных феодалов. Особенно тяжелой для него была война с мятежным эмиром Наурузом продолжавшаяся пять лет - с 1289 по 1294 г. - и закончившаяся временным примирением соперников. Тем временем в 1291 г. умер отец Газана, Аргун-хан. Ильханом стал его дядя Гайхату. Он с подозрением относился к Газану и запретил ему появляться в Тебризе. Весной 1295 г., после убийства Гайхату, Газан предъявил права на престол и начал войну со своим двоюродным братом Байду. В мае произошло первое сражение. Отряды Байду потерпели поражение. Эмиры Газана хотели преследовать врага, чтобы нанести ему по возможности большее поражение, но хан удержал их и сказал: "Все эти дружины - слуги дедов и отцов наших, как можно их убивать из-за наглости нескольких смутьянов". С пленными он обошелся очень мягко. Узнав об этом, многие эмиры Байду перешли на его сторону. Вскоре был заключен мир. Газан отправился обратно в Хорасан. В марте 1295 г. тот же эмир Ноуруз посоветовал Газану стать мусульманином, заявив: «Ежели государь, прибежище мира, укрепит ислам своей верой в него, то плохого не будет». 16 июня 1295 года в замке Ларджан, располагавшемся в горах Эльбурс, между Реем и Амулем, Газан вместе со своим окружением принял ислам и получил имя Махмуд. Его наставлял в вопросах веры Садр ад-Дин Ибрагим Хамави (1246-1322), крупнейший теолог и мистик своего времени. Осенью война возобновилась, однако до битвы дело не дошло - в октябре Байду был свергнут и убит своими собственными приверженцами.На всеобщем курултае в горах Карабаха он был провозглашён ильханом ( 3 ноября 1295 года) и сделал ислам государственной религией.
Придя к власти, Газан первым делом распорядился разрушить в Тебризе, Багдаде и других городах ислама все языческие храмы, церкви и синагоги. Государство Хулагуидов влилось в состав мусульманского мира. Вассальная связь с Китаем, и без того уже слабая, прервалась окончательно, так что Газан даже формально правил совершенно независимо от великого хана.
Его царствование пришлось на трудное время. Для всех было очевидно, что в начале 90-х гг. держава ильханов переживает глубокий кризис: сельское хозяйство находилось в упадке, городская жизнь замерла, финансы пришли в расстройство, а государственные чиновники погрязли в коррупции. Все это являлось следствием опустошительного монгольского нашествия, повлекшего за собой разрушение городов, истребление множества людей и страшное разорение прежде цветущих областей. Повсюду наблюдалось массовое бегство населения и всеобщее запустение. Так, по свидетельству Рашид ад-дина, в каждом городе половина домов была необитаема. Прежде знаменитые ремесленные центры, такие как Рей, Мерв, Кум, Мосул, лежали в развалинах. Оросительная система не функционировала - одни каналы были засыпаны, другие обмелели.
Не менее губительной для страны явилась налоговая политика завоевателей, беспорядочная и непродуманная, а также сам строй монгольского государства, остававшегося по существу кочевой ордой, живущей за счет грабежа. В конце XIII в. имелось около сорока различных налогов и повинностей, крайне разорительных для населения. Никакого порядка в их взимании не было. В Высочайшем диване, учреждении, специально ведавшем налогами, за взятку или по протекции можно было легко получить берат(диплом) на сбор налога, при этом никто не заботился о том, в который раз собирается налог с одной и той же местности, а также каким образом и в каком размере он взимается. Обычным делом было взимание несколько раз одного и того же налога, отдача налогов на откуп, требование податей вперед, незаконная оценка урожая ит.п. Повинности также были очень тягостны, в особенности строительные работы, на которые население часто сгонялось в разгар полевых работ.
Принятие ислама позволило ильхану получить поддержку мусульманской чиновной знати. С помощью Рашид ад-Дина, назначенного визирем Высочайшего дивана в 1298 году, были проведены важнейшие реформы, приведшие к некоторому оздоровлению экономики государства.
Он хорошо видел, что он правит разоренным государством. Большой заслугой с его стороны было уже то, что он, в отличие от своих предшественников, попробовал разобраться в причинах сложившегося положения вещей и постарался уничтожить хотя бы самые вопиющие из творившихся злоупотреблений. При этом как истый монгол он наводил порядок с безжалостной жестокостью - все заподозренные им в неповиновении или подготовке мятежа немедленно уничтожались без всякого суда. Это был по-настоящему грозный владыка, перед которым трепетали даже могущественные эмиры. Однако Газан понимал, что одними карательными мерами поправить дело уже нельзя - необходимо было кардинальным образом менять всю внутреннюю политику, что он и сделал.
Одной из самых важных реформ Газана следует считать налоговую. Ильхан начал с того, что разослал во все области битикчи (писарей),которые произвели перепись тяглового населения. После этого было заново определено, какие именно налоги и в каком размере надлежит брать с каждой местности. Незаконные сборы Газан строжайше запретил под угрозой смертной казни. Во все операции по сбору податей вводилась строгая отчетность. Писали, что ильхан сам вникал во все мелочи государственного управления, много времени проводил за отчетами о доходах и расходах, внося в них свои заметки и поправки. В результате всех этих мер годовой доход государства составил 2100 туманов вместо прежних 1700, и это при том, что население ощутило заметное снижение налогового бремени (очевидно, что раньше собираемые суммы просто разворовывались чиновниками). Вместо разорительной для государства и населения практике рассылки ильчи (гонцов), с обязанностью пускать их к себе на постой, которое являлось основным семенем смуты и недовольства в государстве -- Газан создал государственную почтовую службу. На всех основных дорогах были построены ямы (почтовые станции), снабженные ямщиками и лошадьми. На их содержание деньги шли из казны. Постой в городах запрещался. Газан приказал строить постоялые дворы, средства на которые также шли из казны.



Другим важным направлением реформаторской деятельности Газан-хана стало создание военной ленной системы. По существовавшей издревле традиции основная масса монгольской военно-кочевой знати не получала от своих государей никакого вознаграждения и привыкла жить за счет грабежа. Теперь ильхан постарался обеспечить доходом каждого из своих солдат. Все монгольские части были приписаны к определенным местностям, которые они должны были защищать от внешних врагов. За несение службы каждый солдат получал в пользование земельный участок. Происходило это следующим образом. Целые округа отдавались в лен эмирам тысячи . Они делили его путем жеребьевки между эмирами сотен. Таким же образом - жеребьевкой - эмиры сотен делили свои территории между эмирами десятков, а те - между рядовыми воинами, каждый из которых получал в икта небольшой надел - деревню или часть ее с местными крестьянами. При этом право на получение икта имел лишь тот, кто нес военную службу. Икта могла переходить от отца к сыну, или другому родственнику только при одном условии - тот должен был занять в войске ильхана место выбывшего. Икта не подлежала ни продаже, ни дарению, ни какой-либо иной уступке. С крестьян, живших на землях икта, взимались все налоги и подати, которыми они облагались ранее, но поступали они уже не в казну, а в пользу владельца икта. Крестьяне считались прикрепленными к месту своего проживания и переселение в другие районы им строжайше запрещалось.Владетели икта не имели никаких прав на личность крестьянина и не являлись даже их судьями. Но на практике такие наделы становились наследственными, а их владельцы получали права налогового иммунитета. Это привело к сокращению казенных земельных фондов и, следовательно, доходов государства.

Газан старался побудить жителей к заселению и возделыванию пустошей. Указом ильхана крестьяне прикреплялись к земле, и вводился 30-летний сыск беглых . Все пустующие земли (а таковыми были объявлены все земли, не обрабатывавшиеся в момент восшествия на престол Газана) могли заниматься всеми желающими и становились их собственностью. "Всякая земля, - гласил указ Газана, - которую кто-либо обработал и устроил, составляет его имение и навеки передается и закрепляется за ним и за его потомками". Лица, взявшиеся за обработку пустошей, получали налоговые льготы. Однако местные власти должны были строго следить за тем, обрабатываются ли розданные участки.
Вместе с тем ильхан предпринял за государственный счет большие работы по орошению и заселению особенно пострадавших от войны земель Ирака. Для поощрения ремесел он значительно снизил (а кое-где и вовсе отменил) тамгу - основной монгольский налог с ремесел и торговли, составлявший прежде 10% от каждой торговой сделки. Газан покончил с практикой выпуска порченной монеты и провел хорошо продуманную денежную реформу. Была установлена единая система мер и весов.
В обращение была введена единая для всего государства полновесная монета - серебряный дирхем весом 2,15 г (шесть дирхемов составляли один динар; десять тысяч динар - один туман). Дороги были очищены от разбойников и грабителей. Все эти меры привели к тому, что произошло быстрое освоение заброшенных земель, начался хозяйственный подъем и возрождение городов. Газан оставил многие привычки кочевника и сам подолгу жил в городах. Он много сделал для украшения горячо любимого им Тебриза, который при нем разросся и вновь стал многолюдным, богатым городом. Прежние стены города имели только 6 тыс. шагов в окружности; Газан велел обнести город новой стеной, длина которой равнялась 25 тыс. шагов. Казвини писал позже, что таких высоких и красивых построек, как в Тебризе, не было во всем остальном Иране.
В последние годы своего царствования Газан взялся за проведение судебной реформы. Необходимость в этом давно назрела, поскольку суд в государстве ильханов всегда являлся рассадником беззакония и беспорядка. Царившее здесь взяточничество принимало самые невероятные размеры. Доходило до того, что судьи, получив большую мзду с обеих сторон, выносили выгодное для каждой из них решение, так что по одному и тому же судебному делу выходило две противоречащие друг другу грамоты. Поскольку должность кадия была чрезвычайно выгодной, ее обычно приобретали за большие взятки. Вследствие этого судопроизводство во многих областях отправлялось всякого рода подозрительными личностями, авантюристами и прямыми преступниками.
Взявшись за искоренение всех этих злоупотреблений, Газан постарался в первую очередь передать суды в руки достойных, честных людей. В 1300 г. он обнародовал "Указ о пожаловании достоинства кадия", в котором подчеркивалось, что кадиями должны назначаться самые достойные люди "с согласия простых и знатных данной области". Нарушающие закон и виновные во взяточничестве подлежали строгому наказанию. Казна содержала на местах большое количество осведомителей, которые должны были доносить ильхану о любых замеченных нарушениях.
Общим результатом реформаторской деятельности ильхана стали изменения в жизни общества и государства: укрепились финансы, поднялся авторитет центральной власти, наметился экономический подъем.

Кроме родного монгольского Газан отчасти знал персидский и тюркский, немного - арабский, хинди, китайский, кашмирский и франкский (французский). Был хорошо знаком с историей своего народа, а также историей и культурой Ирана. Интересовался медициной, астрономией , алхимией, во время охоты собирал растения . Установил факт существования в Иране многих целебных трав, которые раньше привозились из Китая, Индии и Туркестана.
Он был замечательно красноречив, знал много притч и остроумных рассказов, интересовался историей. В 1300/1301 Газан -хан приказал Рашид ад-Дину собрать воедино все сведения, касающиеся истории монголов. Основная часть работы, получившая название Та’рих-и Газани («Газанова летопись») была поднесена Олджейту-хану в 1307 г. Полностью труд был закончен к 1311 году .

Внешняя политика Газана не была столь успешной, как внутренняя, хотя и здесь он достиг определенных успехов. В 1299-1303 гг. ильхан совершил три больших похода в Сирию. В конце 1299 года силы Газана заняли Халеб, а затем, соединившись с отрядами армянского царя Хетума II, нанесли войскам египетского султана ал-Малика ан-Насира Мухаммеда ибн Кала’уна поражение при Вади аль-Хазнадар у городка Салмия близ Хомса (22 декабря 1299 года, известна также как «Третья битва при Хомсе»). Упорная битва продолжалась почти целый день и закончилась разгромом мамлюков. Хомс и Дамаск сдались победителям, однако Газан не позволил своим солдатам разграбить эти города и был очень милостив с сирийцами. После этого часть войск ильхана отделилась от основных сил и с целью уничтожения преследовала отступавшую мамлюкскую армию до Газы. Захватив Хомс, Газан направился к Дамаску и захватил его в начале 1300 года. После этого ильхан фактически установил контроль над всей Сирией. Но из-за нападения Чагатаидов на Фарс и Керман, ильхан с войском был вынужден возвратиться в Иран. В Сирии он оставил десятитысячный отряд под командованием полководца Мулая, который в своих рейдах в Палестине доходил до Газы и Иерусалима, но в марте Мулай вернулся в Иран. В мае территория Сирии без боя вновь перешла к Египту.
Второй поход в Сирию Газан начал в сентябре 1300 года, вновь взял и на этот раз разграбил Дамаск, но когда он покинул Сирию город опять передался мамлюкам. В начале 1303 года полководец Газана Кутлуг-шах вновь выступил на запад. Однако войска Кутлуг-шаха потерпели поражение в битве при Мардж ас-Суффаре близ Дамаска (20 апреля) и отступили.



Это сильное поражение свело на нет все успехи прежних лет и надолго отбило у монголов охоту к походам в Сирию
А седьмой правитель династии Хулагу, прямой потомок Чингисхана, занемог от досады и умер 10 мая 1304 года, в возрасте 33 лет . Преемником Газана стал его брат Олджейту

Летописец Рашид-ад Дин в своей хронике Джами ат-таварих описывал период правления «государя Ислама» Газан-хана (1295-1304): «Когда… Газан-хан… вступил в круг мусульманства, он приказал разбить всех идолов, разрушить все кумирни, капища и прочие храмы, существование которых недозволенно в странах ислама». Газан-хан сказал: "Отец мой был идолопоклонником и таким умер. Для себя он построил кумирню и храм …а я ту кумирню разрушил. Есть несколько грехов, которые Всевышний не прощает. Из них величайший грех тот, когда кто-либо склоняет голову перед идолом, ибо ему никогда не будет прощения"



Государство Хулагуидов образовалось в процессе распада Монгольской империи и включало Иран и Азербайджан, большую часть современного Афганистана и Туркмении, большую часть Закавказья, арабский Ирак и восточную часть Малой Азии (до р. Кызыл-Ирмак, Галис ) Вассалами и данниками хулагуидов были Грузия, Трапезундская империя, Конийский султанат, Киликийское царство, Кипрское королевство, государство Куртов в Герате; столицами - последовательно Марага, Тебриз, Султание, затем снова Тебриз.
Основанное во время завоевательного похода Хулагу (1256-1260), государство ильханов продлило своё существование благодаря реформам Газан-хана (1295-1304), но лишь до 1353 года. После смерти Абу Саида (1335) бессильные ильханы возводились на престол лишь для придания законности власти новых династий, Чобанидов и Джалараидов.

Posted via LiveJournal app for iPad.

Арат, Тюргеши, АшинаШАТ, Благодатный полумесяц, Ханьцы

Previous post Next post
Up