Карс, 20 января 1921 г.
Здравствуй, Серго! Итак, я еду в Ангору. Я писал, что было бы лучше послать полномочного представителя, который проехал бы по той же дороге, по которой еду я, и по которой проехал турецкий представитель, но этого не хотят. Да будет воля Москвы.
Чичерин пишет о моей уступчивости. Во-первых, я не уполномоченный ни уступить, ни не уступить, а только узнавать и сообщать. Это я делал и повторяю, что считаю, видя турецкие настроения, нерасчетливым шагом требования Вана и Муша. Турки нарочно не будут уходить из Александрополя, чтобы иметь предмет торговли на конференции в ответ на Ван и Муш, и кто разумно хочет ухода турок из Александрополя, тот не должен был заикаться о Ване и Муше. Верно, мы должны заботиться о Советской Армении, но для меня верно, что за турками приходится ухаживать, и в данный момент эта сторона дела важнее.
Ужаснее всего то, что в Москве одни говорят одно, другие - другое. Можешь себе представить, что за сумбур получился - Коба и Ильич говорят мне в официальной телеграмме, что с турками нельзя ссориться из-за Карса, а Чичерин, оказывается, потребовал Ван и Муш, и я об этом узнаю только из ответной ноты Ахмеда Мухтара. С такой политикой мы далеко не пойдем.
Прав Чичерин, что нужно быть твердым, но, думается мне, что твердость надо проявлять только по тем вопросам, которые безоговорочно следует разрешить в желательном для нас духе, а не по вопросам, которых не следует даже подымать, вопрос о Ване и Муше при теперешнем положении именно таков.
Я в Ангоре буду следить за положением вещей и сообщать, но было бы нормально мои сообщения иметь в качестве материала, а то и смысла не будет их посылать. В Москве существует прескверный обычай слушать не тех, кого уполномочивают, а первого успевшего. Эту привычку надо уничтожить, а то ей-ей, у нас не будет спокойных и уверенных работников, они будут легко выжиты карьеристами и бездарностями. Довольно о политике.
Мдивани
Письмо полномочного представителя РСФСР в Ангоре Мдивани члену Кавказского бюро ЦК РКП(б) и РВС Кавказского фронта Г.Орджоникидзе в поддержку курса Сталина на отторжение армянских территорий в пользу турок