О Киргиз-Кайсаках и их образе жизни

Jan 06, 2022 21:32



Киргиз-Кайсаки разделяются на три Орды: Большую, Среднюю и Малую. Первая имеет пребывание от реки Цуя до реки же Сыр-Дарьи, и большая часть оной состоит под зависимостью Ташкентского владельца; Средняя - от вершин реки Иртыша, по длине оного и на пространстве до степи, именуемой Битпаком (неспособной к объятию); Малая - около Оренбургской Линий, простираясь до Бухарий. Ближайшие к пределам России, особлево средней и малой Орды, находятся под покровительством России, которые свободны от всякой дани и другого участия во всех отношениях; а принадлежащие Ташкентскому владельцу в военное время употребляются на вспоможение, иногда подвержены небольшой дани, обязывающей их к повиновению. Прочие же никакою зависимостию, исключая собственных прав, не пользуются.

Сохраняя обыкновение предков, имеют они в Средней и Малой Орде своих Ханов, так же в каждой волости Султанов и Старшин; но все оные и званием своим не поддерживают власти над Киргиз-Кайсаками. Они по роду их происхождения, хотя и делают им некоторое личное уважение, но далеки совсем от беспредельного повиновения. Необузданная вольность их презирает благоразумием и властию. Часто те которые избыточнее в имении и могущественнее в семействе, своими буйственными поступками руководствуют умами многих, не ощущая над собой власти Султанов. В самых преступлениях, буде, Киргизцы, не хотят подвергнут себя их суждению, они принудить к тому не могут, разве общими уже усилиями, и тогда наказание бывает очень слабое для преступников. В Большой Орде достоинство Ханов Ташкентским Владельцем совсем уничтожено, и Киргиз-Кайсаки управляются Биями (судьями) или старшинами, под властью самого Владельца, о чем ниже объяснено будет. В обеих прочих ордах Ханы избираются и возводятся со стороны той, кем покровительствуются.
Звание Султанов идет наследственное, и всякий из сего поколения оное именование сохраняет; но в прочем предпочитается более старший. Нередко, буде власть Султанов не отвечает желанию, или общим мнениям Киргиз-Кайсаков, то они принудят таковых удалиться, избирая другую власть.
Хотя между Киргиз-Кайсаками не видно такой власти, которая бы одержала их в правилах единомыслия, так же и того чтоб устремляясь к общей пользе, имели они целию поддержать свою независимость; однакоже, при видимом стечении опасных следствий, они для одинаковых прав своих несмотря на свое положение, могут быть всегда в совокуплении. В круге политическом они не имеют и участия, с пограничными народами, но бывают иногда сношения, особливо Хана Средней Орды, с Китайским Императором, которого по временам и посланники бывают в орде.
По образу своей кочевой жизни, Киргиз-Кайсаки, весною со всем, скотом и имуществом переходят так-как бы принадлежащими уже для каждой волости местами, остановляясь чрез неделю, или покуда удобность есть для корму скота, около речек, озер или колодцев всею волостью вообще, дабы быть безопасным от других волостей; разделяются же иногда по стеснению только мест; и таким образом чрез все лето продолжают, а к зиме возвращаются на непременные свои места, каковые более избирают между гор, чтоб от случающихся непогодей сколько-нибудь могли защититься. Леса хотя местами и есть, но редко оные на дрова употребляют, а более рубят мелкую поросль и терновник, затем собирают скотской помёт, коей и нарочно запасают для зимнего времени.
Введенный в обыкновение грабеж под названием баранты для них самой разорительнейшей: одна волость пользуется слабостью другой и вооруженною рукою отнимает скот, или другое имущество. Таковыми поступками будучи одни другим опасны, взаимно себя истощают. Султаны и другие их власти не только не имеют попечения, чтоб благоразумным внушением зло сие отвратить, но и сами принимают главнейшее участие. Мщение их в том не может быть иначе удовольствовано, как подобным грабежом, каковой они между собой всегда щитают долгом, неимеющим ни числа ни времени. А как грабежи сии бывают частые, и скопляются для сего большими партиями, почему проезжающие всегда находятся в опасности, дабы не попасть в добычу грабителей; иногда целые караваны купцов не могут сего избежать; ибо - совокупные силы не одной воровской партии, но и всей волости превосходят могущество тех, которые бы решились себя защищать.



Скотоводство сего народа состоит в лошадях, верблюдах, рогатом скоте и баранах, кон в зимнее время, не смотря на глубокие снега, по привычке всегда довольствуются полевым кормом; но со введения между собой грабежей, сами Киргизцы признаются в уменьшении сего первейшего своего избытка: ибо от скорой перегонки оной скот подвержен бывает повреждению и самой гибели; а за всем тем поступают и в употреблении без всякой бережливости. От скотоводства имеют они пропитание и все для себя нужное, посредством собственного изделия, или мены с Россиею, Китайцами, Бухарией, Ташкентом и другими народами на вещи, коих они сами не производит. Ловля лисиц и зайцев, большею частью чрез приученых беркутов, так же приносит им нарочитую пользу. Некоторые при речке Нуре и в других местах начали производить небольшое хлебопашество, но труд оного празднолюбивому народу не может быть приятен, отчего упражнение сие и не может сделаться общим. К ремеслам не видно в них способности, кроме что по нужде делают для себя из готового железа и меди некоторые нужные им вещи.

Умеренное и довольно хорошее положение климата много содействует здравию сего народа, которой по привычке способен более к верховой езде; пешие же слабы и не расторопны. Вооружение у них состоит в луках, копьях и отчасти ружьях; более ж всего дерутся топориками и деревянными палками. Все вообще при малейшем случае дерзки и мстительны; сохраняют варварские обычаи, особливо над людьми другого исповедания веры. Коль скоро видят преследуемое наказание злодеев, робки, и, не будучи в силах к какому либо предприятью, скрываются в пространстве степи. Для сея причины, как между собою, так и пограничные народы, поставляют за правило и неимевших в, преступлении участия Киргизцов захватить, дабы оные открыли и доставили виновных.

Сии Киргиз-Кайсаки пребывают в законе Магометанском, но по непросвещению в науке редкие знают правила, кои бы их руководствовать могли, и заблуждая в невежестве следуют путями, кои ведут к буйству и безначалию, не ограждаясь никакою должностью, коя бы могла соделать их и миролюбивее и общеполезнее, словом сказать, они мало выводят обязанностей между своими повиновениями и к духовному закону - Многоженство суть из первых последований своему законодавцу: каждой содержит жен по мере своего состояния, и до взятья платит в семейство невесты скотом или другим имуществом, называемою калым, в каком числе договориться могут, и невеста всегда бывает другой волости. До времени же, покуда выплатится калым (каковой иногда продолжается чрез несколько годов) жених, приежая, делает невесте в ночные времена посещение, и хотя бывает в одной юрте с семейством, но старается, чтоб приход его не был виден. В прочем, строгие обычаи требуют дальнейшего покушения удаляться, за что, как за бесчестие и наказывались; но со временем черта сего обыкновения ослабела. Между тем и другим полом есть многие хорошего вида, и женщинам в особенности нравятся головные жемчужные и другие блестящие украшения. Прочее платье состоит из халатов шелковых, бумажных и шерстяных материй; не видно однакож на все оное бережливости. Вообще, как мужчины, так и женщины весьма неопрятны и чистоты не соблюдают. Жены исправляя все зделья, не оскорбляются всегдашнею праздностью мужей своих, и в совершенном к ним находятся повиновении.
Пред недавним временем один из сего народа выдавал себя за пророка, которой проворством своим, оборотливостью мыслей и новыми правилами произвел впечатление оставить не нужные и разорительные украшения, особливо пагубный грабеж. Как сии так и другие правила им полезные, подкреплял он врачеванием болезней, и нашед себе от последователей доверенность, переходил из одной орды в другую. Напоследок в исступлении с ним бывшем, сделав убийство нескольких человек, и сам подвержден был той же участи, чем все правила его разрушились без дальнего действия.
В прочем, многие странности в обыкновениях сего народа, суеверие к очарованиям и предрассудки находятся в большой степени и следуют от одного поколения к другому. Описание их вовлекло бы в малозамечательную подробность.

«Поездка Поспелова и Бурнашева в Ташкент в 1800 году» Вестник Императорского русского географического общества на 1851 год.

Муслимун, Тюргеши, русские не сдаются, АшинаШАТ

Previous post Next post
Up