Конец османского владычества в Иерусалиме

Oct 10, 2018 13:10



Карта военных действий в Палестине и Сирии 1917-1918гг

К 7 ноября османская армия отступила по всему фронту. Сложный план Алленби полностью сработал. Его войска беспрепятственно вошли в Газу. Там к этому моменту не осталось ни одного человека, поскольку перед началом боевых действий османы принудительно эвакуировали из города все гражданское население. Британские солдаты вошли в город по узким улочкам, на которых не осталось ни одного целого дома. Газа превратилась в город-призрак.
Оставив позиции у Газы, османские войска попытались закрепиться на новой оборонительной линии, чтобы остановить Египетские экспедиционные силы, прежде чем те достигнут Иерусалима. Однако группа армий «Йылдырым» все еще находилась в процессе формирования, а армия Алленби, почти в полном составе, продолжала наступать. Конная дивизия АНЗАК-а (прим. Австралийско-Ново-Зеландский армейский корпус) преследовала турок вдоль Средиземноморского побережья, британская пехота 14 ноября захватила важный железнодорожный узел к югу от Иерусалима. На следующий день конная дивизия АНЗАКа взяла города Рамла и Лидда, Австралийская конная дивизия захватила Латрун, а 16 ноября Новозеландская бригада заняла портовый город Яффа. Блокированный с юга и запада, Иерусалим был обречен.
Девятого ноября, через два дня после вступления сил Алленби в Газу, газета Jewish Chronicle опубликовала документ, который определял новую британскую политику в Палестине. В форме краткого официального письма к Уолтеру Ротшильду от 2 февраля 1917 года министр иностранных дел Великобритании Артур Бальфур представил декларацию, которая впоследствии получила его имя:
«Правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа и приложит все усилия для содействия достижению этой цели; при этом ясно подразумевается, что не должно производиться никаких действий, которые могли бы нарушить гражданские и религиозные права существующих нееврейских общин в Палестине или же права и политический статус, которыми пользуются евреи в любой другой стране».





Карта раздела Османских владений согласно соглашению Сайкса - Пико

Декларация Бальфура была со стороны британского правительства экстраординарным заявлением. Британская армия только что вступила в Палестину и находилась далеко от Иерусалима, однако правительство уже предвкушало победу, давая обещания в отношении все еще суверенной территории Османской империи.
Разумеется, британцы занимались дележом османского территориального пирога с самого начала войны. В этом смысле декларация Бальфура была всего лишь еще одним документом в череде планов по разделу османских земель, включая Англо-франко-русское (Константинопольское) соглашение, заключенное еще в марте 1915 года, переписку Макмагона - Хусейна в 1915-1916 годах и соглашение Сайкса - Пико 1916 года. Однако все предыдущие планы были строго засекречены, тогда как декларация Бальфура была открыто опубликована в лондонской прессе. Кроме того, данное Бальфуром обещание, что Великобритании «приложит все усилия» для создания «национального очага для еврейского народа», нарушало условия предыдущих соглашений с шерифом Хусейном и французским правительством. Вдобавок к этому сэр Марк Сайкс, архитектор соглашения Сайкса - Пико, активно лоббировал поддержку еврейского национального движения в британском правительстве. Именно Сайкс 31 октября 1917 года покинул заседание британского Военного кабинета, чтобы сообщить лидеру сионистского движения Хаиму Вейцману радостную весть об утверждении декларации. «Доктор Вейцман, у вас родился сын!» [«Dr. Weizmann, it's a boy!»], - произнес он свою знаменитую фразу, обращаясь к Вейцману, который в тревоге ожидал у дверей зала заседаний.
Как и другие планы раздела Османской империи, декларация Бальфура была продуктом военного времени и опиралась на соответствующие соображения. Военный кабинет одобрил ее не столько из намерения поддержать сионизм, сколько из стремления обратить в свою пользу влияние евреев. Вейцману и его сторонникам удалось убедить членов британского кабинета, что сионистское движение говорит не только от имени исповедующего националистические настроения меньшинства европейских евреев, но и от имени могущественной в политическом и экономическом плане еврейской диаспоры в целом. Он умело воспользовался старым антисемитским мифом о существовании подпольной еврейской международной организации, тайно контролирующей мировые финансы.
Поддерживая сионизм, члены британского правительства рассчитывали в ответ заручиться поддержкой влиятельных евреев в США и России. Традиционный американский изоляционизм делал США несговорчивым союзником, а приверженность России дальнейшему участию в войне серьезно пошатнулась после Февральской революции и отречения царя от престола в марте 1917 года. Считалось, что евреи обладают значительным влиянием на президента США Вудро Вильсона и на русское Временное правительство, во главе которого стоял премьер-министр Александр Керенский. Если это влияние могло обеспечить активное участие в войне этих двух держав, значит, в интересах Британии было добиться благосклонности евреев через поддержку сионизма.
Наконец, многие в Военном кабинете хотели пересмотреть условия ранее заключенных соглашений, в частности соглашения Сайкса - Пико. Все больше влиятельных голосов высказывало мнение, что Сайкс отдал французам чересчур много. Британцы пролили за Палестину слишком много крови, чтобы после войны передать ее под международное управление на непонятных пока условиях. Кроме того, британцы на собственном опыте узнали, что присутствие в Палестине враждебной им силы может угрожать безопасности Суэцкого канала. Они хотели, чтобы после окончания войны Палестина перешла под управление Великобритании. И сионисты были естественными союзниками британцев в этом вопросе, поскольку их политические амбиции не могли осуществиться без поддержки одной из великих держав.
На первый взгляд могло показаться, что своей декларацией лорд Бальфур отдал Палестину сионистскому движению. Но в действительности правительство Ллойда Джорджа использовало сионистское движение, чтобы получить Палестину под свой контроль.



Первая встреча мэра Иерусалима с британскими солдатами 9 декабря 1917 года

Иерусалим сдался британцам 9 декабря 1917 года. Османы приложили все усилия, чтобы защитить город. Однако армию Алленби уже невозможно было остановить. Хотя нескольких недель интенсивных боев истощили его войска, а солдаты за это время получили всего один выходной день (17 ноября), Алленби продолжал гнать османов все дальше и дальше, не давая им возможности закрепиться на новых позициях. Он справедливо рассудил, что его шансы на успех гораздо выше, а риск потерь ниже, пока османская армия деморализована поражением и бежит.
Обе стороны хотели избежать сражения в Иерусалиме. Ни британцы, ни турки, ни немцы не желали навлечь на себя осуждение международного сообщества за ведение боевых действий в священном городе или причинение вреда святыням иудаизма, ислама и христианства. Когда британские войска захватили южные, западные и северные подходы к городу, турки и их немецкие союзники решили уйти на восток с оставшейся частью Седьмой армии. Отступление из Иерусалима началось после заката солнца 8 декабря и было проведено за одну ночь. К рассвету 9 декабря османское владычество в Иерусалиме, длившееся 401 год, закончилось.
Перед отбытием губернатор Иерусалима составил письмо о капитуляции, в котором передал священный город на попечение правительства Великобритании. Губернатор оставил письмо градоначальнику Иерусалима Хусейну Салиму аль-Хусейни, представителю одной из самых уважаемых в городе семей. На рассвете аль-Хусейни, владевший английским языком, с небольшой группой сопровождающих отправился на поиски британцев, чтобы обеспечить мирную сдачу города. Он встретил нескольких британских солдат и сержантов, но низкий чин не позволял им принять капитуляцию. Только во второй половине дня прибыл генерал-майор Джордж Ши, уполномоченный Алленби, все еще находившимся в штабе в Яффе, принять от его имени акт о капитуляции священного города.
Официальное вступление Алленби в Иерусалим состоялось 11 декабря 1917 года. Кинематографический комитет Военного министерства запечатлел это тщательно срежиссированное мероприятие на пленке, чтобы как можно больше людей в мире смогли увидеть эту величайшую военную победу британской армии. В конце концов, это был «рождественский подарок британской нации» от Ллойда Джорджа. Как и прокламация генерала Мода, зачитанная при вступлении в Багдад, декларация Алленби была написана в Лондоне и по телеграфу передана в Палестину. Главнокомандующему Египетскими экспедиционными силами было даже приказано слезть с лошади и войти в священный город пешком - красочный жест смирения, призванный в первую очередь впечатлить христиан. Не только мероприятие в Иерусалиме, но и объявление премьер-министром этой новости в палате общин следовало тщательно разработанному сценарию. Ллойд Джордж хотел в полной мере использовать то влияние на общественное мнение, которое могла оказать эта блистательная военная победа, и настаивал на том, чтобы каждая деталь исторического момента соответствовала этой цели.



Генерал Алленби читает прокламацию в оккупированном британцами Иерусалиме

Войдя через Яффские ворота в Иерусалим, Алленби прошел мимо почетного караула, состоявшего из представителей всех народов, чьи солдаты воевали в Палестине: Англии, Уэльса, Шотландии, Индии, Австралии и Новой Зеландии. Двадцать французских и двадцать итальянских солдат представляли британских союзников по Антанте. Среди почетных гостей в свите Алленби были Т. Лоуренс, прибывший обсудить совместную стратегию военных действий арабской армии и Египетских экспедиционных сил, а также Франсуа Жорж-Пико, один из авторов соглашения Сайкса - Пико.
С возвышения у подножия Башни Давида Алленби прочитал прокламацию на английском языке и подождал, пока она будет прочитана на арабском, французском, итальянском, греческом, русском и иврите. Речь была краткой: в Иерусалиме вводилось военное положение, хотя его жители могли продолжать «заниматься своей законной деятельностью, ничего не опасаясь», а также провозглашалось, что отныне все места и объекты, относящиеся к «трем великим религиям… будут охраняться и защищаться в соответствии с существующими обычаями и верованиями тех, для чьих конфессий они являются святынями». В подтверждение этого заявления Алленби лично пожал руки высокопоставленным гражданским и религиозным лицам - перед ним прошла вереница городских старейшин, раввинов, муфтиев и христианских священников в экзотических одеждах, с длинными бородами. Фильм заканчивался кадрами марширующих по городу колонн британских войск, а также видами иерусалимских улиц с толпами людей, запряженными мулами повозками, мотоциклами и автомобилями оккупационной армии.

Падение Иерусалима стало важным поворотным моментом в войне на Ближнем Востоке. К концу 1917 года османы потеряли три города, которые имели для них огромное символическое значение: Мекку, Багдад и Иерусалим. Эти потери, особенно священных городов Мекки и Иерусалима, фактически свели османскую идею джихада на нет. Британские власти в Египте и Индии больше не опасались подъема религиозного движения. Что еще важнее, османские войска, недавно нанесшие британцам унизительные поражения в Эль-Куте и Газе, теперь сами потерпели поражение и были обращены в бегство, отступая под натиском лучше снабжаемых британских сил. Кроме того, отныне британцы в Палестине координировали свои действия с арабской армией под предводительством Хашимитов, которая после захвата Акабы угрожала двинуться в глубь Сирии.
К концу 1917 года османы не были побеждены, но теперь их главной задачей в Первой мировой войне стала не победа, а выживание.

«Падение Османской империи» Глава 12. Утрата территорий
Багдад, Синай и Иерусалим


image Click to view



Муслимун, ГОТланд, ОПГ Остров, Тюргеши, война и мир, гордыня и гордость, Хача-Пурим

Previous post Next post
Up