Говорят, что у русских нет своего характера, что его заменяет умение прекрасно усваивать характер других наций. Если при этом подразумевается только высший класс, то это верно, но то же можно в равной мере сказать и о всех полуобразованных народах и даже о жителях всех больших городов, нравы которых столь же сходны между собой, как внешний вид этих городов, - ведь и учреждения, и пищу они получают из одних источников, а раса их смешана и образ жизни одинаков.
За границей можно встретить только русского дворянина, на родине только его можно хорошо узнать, - он действительно обладает большими способностями сливаться во мнениях, нравах, манерах и языке с другими нациями. Он будет фриволен, как прежний французский петиметр, будет сходить с ума от музыки, как итальянец, будет рассудителен, как немец, своеобразен, как англичанин, низок, как раб, и горд, как республиканец. Вкусы и характер он будет менять так же легко, как моды, и, несомненно, эта физическая и умственная гибкость - его отличительная черта.
Русский крестьянин, лишенный собственности, религии, моральных основ и чести, гостеприимен, человечен, услужлив, весел, честен и мужествен; чем дальше от городов, тем он добрее самый дикий всегда лучше всех - чем дальше от тирана, тем больше хорошего. Одним словом, он от природы одарен всеми достоинствами, напоминающими патриархальные нравы, пороки же его порождены рабством. Остатки варварства в наиболее просвещенной части общества служат этому отвратительным контрастом. Варварство выражается в грубости нравов, в оскорбительном презрении к людям вообще, в равнодушии ко всякому усовершенствованию, в незнании социальных отношений, в наглой надменности, низости, непристойности, отсутствии общественности и патриотизма, а главное, в отсутствии той части, которая подчас заменяет честность и даже добродетель. Полуобразованный русский - самый презренный человек; он ползает, как червь, он пресмыкается; в нем больше рабства, чем деспотизма в его правительстве: его хозяин неизбежно становится тираном.
Такому полуварвару особенно пристало ремесло вельможи, потому что он равно жесток, завистлив, подл и хитер; но, говоря о России, ошибочно было бы связывать со словом "вельможа" представление учтивости, изящества, тонкости ума, с которым оно связано в других странах. В России, при дворе и особенно у сановников, часто преуспевает самый наглый, бесчестный, именно тот, кто готов подставить спину лягушачьему царю (чурбану), не валяющемуся в болоте, а извлеченному оттуда могучей дланью Петра I. Человек здравомыслящий, с благородной душой и развитым умом, не понравится при дворе, и, если происхождение или обстоятельства привяжут его там, к нему будут относиться с опаской и лишат милостей, как только распознают. Русские вообще любят учиться и уважают иностранцев, которых ненавидят только необразованные да завистливо соперничающие с ними.
В русском солдате, несмотря на его варварство и скотство, сохранилось много достоинств, которые часто обнаруживаются среди всех его буйств. Бывали случаи, когда молодые люди на коленях умоляли вербовщиков взять их вместо их семейных братьев . Поступки эти никак нельзя сравнивать с самоотверженностью француза, вызвавшегося заменить родственника: он жертвовал только восемью годами свободы, а русский жертвует всею жизнью. Оторванный от своей избы и близких, он состарится под игом самой жестокой дисциплины или падет от вражеской шпаги. Если он женат, хозяин тотчас после его ухода может отдать жену за другого, а если у него есть дети, он никогда их больше не увидит . Для семьи он потерян, мертв; сам же он становится убийцей и, наконец, доходит до того, что привязывается к своему ремеслу.
Он начинает обнаруживать мужество и верность своим генералам; чувства эти заменяют ему патриотизм. Так хорошо выдрессированная собака из послушания проявляет мужество льва, защищающего свою жизнь и свободу. Храбростью, природной веселостью, ухватками и чистоплотностью русский солдат ближе всех к французскому. Некоторые полки вот уже шестьдесят лет находятся в непрерывном соприкосновении с неприятелем; постоянные войны закалили русских, но Очаковская, Измаильская и Пражская резня, от которых до сих пор содрогается Европа, и опустошение несчастной Польши придали их заслугам самый жестокий и варварский характер; впрочем, таков характер их генералов, и, пожалуй, даже скорей характер Екатерины, всегда поощрявшей их. Она издевалась над святой человечностью медлившего в Литве Репнина, палач же Суворов сделался ее героем . Но все же... мы видим Репниных, Голицыных, Буксгевденов , Ферзенов, молодого Толстого и ряд старших офицеров, человечность и даже учтивость которых прямо противоположны варварству их товарищей. Русские, столь ожесточившиеся при Екатерине, не были такими при кроткой Елизавете. В Пруссии об них до сих пор сохранилась добрая память население признательно им за их поведение и дисциплину в течение двух лет. Ясно, что вся нация не ответственна за эти войны. Русский человек - раб; он следует внушению, он то, чем его хотят сделать. Только нерегулярные казачьи, башкирские, киргизские и калмыцкие легкие полки являются недисциплинированными варварами.
Гению Екатерины нужна была такая молодая податливая нация, о которой она может сказать то же, что ланфонтеновский ваятель говорил о своей мраморной глыбе: "Что выйдет из нее, бог, стол или лоханка?" Екатерина не могла сделать из русского - бога, но человека - несомненно; ее величайшее преступление, что не в этом она полагала славу свою: она сделала из него себе лоханку. Вытерпев царствование Екатерины и ее двенадцати фаворитов, русский народ доказал, что он самый униженный из народов, если же он вынесет до конца тиранию Павла, он окажется и самым подлым из всех.
Шарль Массон, "Секретные записки " , 1796 год