Записки о правилах, которые должны служить основанием при управлении Эриванской провинции

Jun 27, 2015 10:54

1827 г. декабря 2



Предоставление армянам права избирать для внутреннего управления старейшин, кои бы наблюдали за исполнением законных повинностей армян к владельцам, заступали их в случае надобности, и имели над ними внутреннее управление и расправу, есть, конечно, благодетельнейшее установление для армян; но оно, в самом основании потрясает владельческое право ханов, беков и прочих мусульманских чиновников. Ни малейшего нет сомнения, что таковое постановление чрезвычайно встревожит мусульманских владельцев как во вновь приобретаемых провинциях, так и в приобретенных. Можно заранее предсказать, что армяне, как народ хитрый, пронырливый и коварный, и возбуждаемый еще врожденной ненавистью к мусульманам, посредством избираемых ими старейшин не только уклоняться будет от законных повинностей к своим мусульманским владельцам, но даже будет стараться выйти совершенно у них из зависимости, отчего проистекут бесконечные тяжбы. Предоставление сим старейшинам внутреннего управления и расправы, не определив со всевозможной точностью и подробностью, в чем именно должны состоять сие внутреннее управление и расправа, и до какой степени власть хана или мусульманского владельца должна простираться над наследственными или жалованными ему армянами и их старейшинами, даст повод сим последним к ужасным злоупотреблениям, а мусульманских армянами владельцев заставит беспрестанно страшиться, что они их лишатся и неминуемо заключить, что таковое постановление сделано для их притеснения.





Равным образом предоставление права армянскому старейшине заступать место своего мусульманского владельца, в случае надобности, покажется для сего последнего весьма оскорбительно:, ибо старейшина может выбран быть и из простых земледельцев, а мусульманской владелец всегда бывает либо наследственный родоначальник, либо заслуженный чиновник; и в случае своей отлучки или какой-либо другой надобности управляющим вместо себя назначает сам, по своему выбору, кого-либо из своих родственников или к нему приближенных. Одним словом, сие постановление будет содержать всех мусульманских владельцов в беспрестанном страхе, что они лишатся армян им подвластных и утвердит их в мнении, что правительство изыскивает средства к их притеснению. От моря Черного до Каспийского, во владениях, России принадлежащих, по крайней мере две трети жителей исповедуют магометанскую веру и мне кажется, весьма невыгодно вводить постановление, которое может поколебать верность к нам столь сильного населения. Порта Оттоманская и персидское правительство, никогда нам не благоприятствующие, чрез тайных своих агентов выставлять будут сие постановление всем подвластным нам мусульманам, как нарушение их прав и как нарочно учрежденное для их притеснения. Для сих неприязненных нам магометанских держав постановление сие будет служить искрой для воззжения, при первом удобном случае, всеобщего мятежа в наших мусульманских провинциях. А потому в полном будучи уверении, что таковое постановление произведет всеобщее негодование между всеми подвластными нам мусульманами и может иметь самые гибельные последствия, я за непременную свою обязанность почел представить об оном мое мнение, и есть ли Комитету благоугодно будет оное уважить, то я думаю, что в селениях, коими ханы, беки и прочие мусульманские чиновники владеют по наследству или по грамотам, лучше управление армянами оставить на теперешнем их положении, тем более, что всякий притесняемый армянин вправе жаловаться на своего мусульманского владельца узаконенным порядком или, есть ли не угодно, чтоб армяне принадлежали мусульманам, то причисля первых в казенное ведомство, владельцам оных дать вознаграждение, соразмерное получаемому ими с них доходу.Таким образом и армяне будут облагодетельствованы, и мусульманские владельцы не будут иметь причины жаловаться на нарушение их прав.

Генерал-лейтенант И.Вельяминов

«О правилах, которые должны служить основанием при управлении Эриванской провинцией»


война и мир, русские не сдаются, Персида, гордыня и гордость, семена смуты, баскаки, Арат, Тюргеши

Previous post Next post
Up