Следует ли евреям позволить?

Jun 03, 2015 11:30

Примечание на прозьбу белоруских жидов (не ранее февраля - не позднее октября 1790 г.)



Прежде нежели приступить к решению вопроса, следует ли евреям позволить записываться в купечество московское и прочих российских внутренних городов, надлежит, как кажется, разсмотреть: 1-е. Дозволяют ли то законы в России, давно изданные и поднесь еще существующие? и 2-е. Полезно ли для государства, чтоб евреи приписываны были в купечество во внутренних российских городах и портах?



Что касается до перваго пункта, то из сочиненной у генерал-рекетмейстерских дел по сей материи выписки явствует, что законы относительно сего народа, от высочайшей власти изданные и поднесь без отмены существующие, не дозволяют жидам не токмо в купечество записываться, но ниже иметь пребывание в Российской империи. Из той же выписки видно, что сверх прежних законов разные имянные указы в царствование Ея Величества (прим. Екатерины II. ) то же самое подтверждают, а имянно: когда манифестом от 4-го числа декабря 1762 года дозволено иностранным селиться в России, то во оном точно изображено - кроме жидов, - чем самым о непринимании их в Россию древнее подтверждено запрещение. Также 1766-го года генваря 9-го посланным к рижскому генералу-губернатору графу Броуну имянным указом , воспоследовавшим на прошение новороссийских купечествующих евреев фактора Бера о дозволении ему с некоторыми другими жидами иметь жительство в городе Риге, велено в прозьбе ево, Бера, отказать. Хотя же потом в 1772 году, по присоединении к России Белорускаго края, по причине множества там евреев и оставлен оный народ, по силе высочайше конфирмованнаго плаката в землях того края по-прежнему на жительстве при всей прежей свободе в разсуждении закона и всякаго их имения, в указе ж от 3-го майя 1783 года изображено, что евреи, в белоруских губерниях пребывающие, долженствуют обложены быть податьми по состоянию, в какое они запишутся без различия закона и народа. Но таковое узаконение относится на одну только Белоруссию, в которой до присоединения ея к здешней империи находилось много жидов, живущих в городах и местечках, так что в иных городах сего края большая часть жителей были из жидов, что конечно и побудило законодательную власть сравнить их там с прочими подданными российскими без различия веры и народа, как в правах купеческих и мещанских, так равномерно и в выборе в магистратские судьи. И посему как оное установление нимало не распространено на всю империю, а на одни белоруския губернии, то все прежния о жидах узаконения, чтоб их в России жить не допускать, а еще менее в купечество и мещанство записываться, остаются в совершенной своей силе, ибо в отмену оных нигде ничего вновь не упомянуто. Следственно, нет для жительства жидов в России другаго места, как только изъясненнаго в дозволениях Белорускаго края, такоже присоединеннаго от Курляндии местечка Шлока, понеже особым имянным указом позволено курляндским жидам селиться в сем местечке.



Однако же кажется можно б дозволить на таковом же основании, как в Белоруссии, евреям жить и записываться в купечество в Екатеринославской губернии и Таврической области по разсмотрению тамошняго начальства, поелику сии области недовольно еще жителями населены, произведя сие поселение жидов по примеру прежняго поселения их в Новороссийской губернии .

Что ж касается до втораго предлога, то есть: полезно ли для государства дозволить евреям записываться в купечество в Москве или в других внутренних городах российских и портах?, нахожу нужным приметить, что хотя в разных европейских знатных торговых городах евреи, известныя под названием португальских жидов, как то в Лиссабоне, Амстердаме, Лондоне и Гамбурге немалое обращение в торговле сих городов делают, производя торги свои порядочно устроенными конторами по примеру других европейских купцов, занимаясь продажею брилиантов и других дорогих каменьев и всякими воловыми товарами, отправляют торг по разным комиссиям, и деньги трасируя на вексели из одного в другое торговое место, одним словом, не различая себя ничем, как только верою от прочих европейских купеческих контор, и в обращении торговли никакой растройки в тех городах не причиняют, а напротив того, пособствуют своими промыслами распространить обороты купеческие наравне с прочими торгующими. Но такие евреи, какие известны под названием польских, пруских и немецких жидов, из числа которых состоят все живущие в Белоруссии и выезжие из Польши и Кенигсберга, совсем другаго роду производят торги свои, так сказать, как цыганы - со лжею и обманом, который и есть единым их упражнением, чтоб простой народ проводить. Занимаются они по большой части шинками или продажею напитков; все они люди самобеднейшие и трудолюбивые, во всем их житье и поведении сходствующие, как выше сказано, с цыганами, для чего и нетерпимы они во многих торговых городах, а которыя из них позажиточнее, те упражняются в контробанде или в пособствовании оной в отношении сем с кенигсберскими и польскими жидами в подделывании ассигнаций, а думаю, иногда и шпионами нередко служили. Еще один из их промыслов весьма для здешняго государства вредной, как то довольно примечено по разным внутренним российским городам и ярмонкам, что они скупают золотую и серебреную российскую монету, вывозя ея потом в Польшу, а особливо в пруския области. Небезизвестно, что немалое число вывозимой таким образом теми жидами российской золотой и серебреной монеты вступает на пруские денежные дворы и в оных переделывается с прибылью для тамошней короны, но ко вреду и истощению здесь серебреной и золотой монеты, так что ажио на серебро и золото ныне до процентов доходят, что конечно приписать должно отчасти настоящей войне , которая требует больших денежных пересылок; однако ж и водворение жидов внутрь России сему злу конечно много пособствует.



По таковым обстоятельствам не предвидится ни малой пользы, а напротив того, большой вред, чтобы сим евреям позволить записываться в Москве, также и в портах наших, в купечество, ибо когда таковое разрешение дано будет, само по себе выдет, что и в других внутренних наших городах им уже то чинить будет не возбранно, а тем самым невозбранно они будут во всех внутренних здешних оборотах участвовать, на ярмонки внутрь России ездить, как то по записке их в Москве в купечество некоторыя из жидов и разежжали уже по внутренним нашим ярмонкам с своими товарами, наиболее конечно тайно провозимыми. При таковых случаях им удобно будет скупать золото и серебро и вывозить оное за границу к великому здешняго государства ущербу, к которому прибавится и тот великой вред, какой нанесут они российскому купечеству от обращения жидовскаго своего торга, на подлогах и обманах основаннаго. А посему и полагаю я, что гораздо полезнее евреев не допускать к записке в купечество во внутренния российския города и порты, а только предоставить им на основании изданных законов право гражданства и мещанства в Белоруссии, где и приемлются они без различия закона и народа с прочими подданными и где по множеству сего народа некоторыя города почти главную часть своих купцов или мещан имеют из евреев, кои и разпределяются там по гражданским званиям в выборах точно так, как и прочия там поселившияся; каковое право можно б, как выше в первом пункте помянуто, с пользою дозволить им еще в наместничествах Екатеринославском и Таврическом по примеру прежде приниманных в Новороссийскую губернию; а во внутренних городах Российской империи, как по причинам вышеписанным, не допускать их к записке в купечество или мещанство, так и потому, что существующия здесь законы не дают им на то ни малейшаго права, о чем основательно объяснено в екстракте, зделанном у генерал-рекетмейстерских дел.

русские не сдаются, гордыня и гордость, Хача-Пурим, семена смуты

Previous post Next post
Up