"Как мы спасали армян от резни" (советское продолжение)
Телеграмма
Г. К. Орджоникидзе Л. М. Карахану, В. И. Ленину, И. В. Сталину
24 мая 1920 г., Баку
Москва - Кремль, Карахану. Копия Ленину и Сталину.
Армению можно взорвать, но как я указал, это будет стоить очень больших продовольственных затруднений. Не думаю, чтобы дашнаки согласились на пропуск наших войск и вооружения для Турции. Во всяком случае то, что Вы предлагаете открыто заявить Армении требование пропустить нас к границам Турции, вызвало бы негодование среди армянских масс. Пока займем район Нахичевань - Ордубад - Джульфа, а там видно будет. Сегодня получено письмо от Камиль-паши, в котором он просит помощи и предлагает союз. Имеется письмо и для Камила. Через наших товарищей армяне предлагают под нашим председательством разрешить все спорные вопросы между армянами и турками в области Турецкой Армении. В случае достижения по этому вопросу соглашения Армения даст возможность свободного общения с Турцией. На границе Армении никаких регулярных турецких сил нет, есть штабы и вокруг них вооруженное местное население. Еще раз обращаю Ваше внимание, что грузины приютили муссаватистское правительство в Тифлис и оттуда они действуют. Необходимо, чтобы Камил открыто выступил против
Нури-Паши, ведущего здесь провокацию. Он скрылся. Через час я уезжаю в Энзели вместе с Раскольниковым.
Телеграмма Кавказского бюро ЦК РКП(б) В. И. Ленину, Л. Д. Троцкому, Н. Н. Крестинскому, Г. В. Чичерину
3 августа 1920 г.
Москва, Кремль. Ленину, Троцкому, Крестинскому, Чичерину.
Кавказское бюро, осведомившись о постановлении Цека о необходимости установления тесной связи с Турецкими революционными массами через Армению, советизируя последнюю, считает своим долгом указать, что путь связи с Турцией должен быть установлен не через Армению, а через Грузию, которую желательнее советизировать по следующим соображениям: советизация Грузии лишает базы терских и кубанских контрреволюционеров и помощи Грузии Врангеля; 2) связь с Турцией устанавливается каботажем по черноморскому побережью недоступному для неприятельских судов; 3) отрезанная от Европы Армения, лишенная всякой помощи Англии и Америки, должна будет капитулировать и сдать власть армянским коммунистам, и этим самым открывается второй путь для Турции; 4) по заявлению Комфронта, по военно-стратегическим соображениям, Грузию легче завоевать, чем Армению. Забирая последнюю, части растягиваются, имея на фланге враждебную нам Грузию, со стороны которой не исключена возможность удара .
Доклад по прямому проводу Г. К. Орджоникидзе И. В. Сталину, В. И. Ленину, Г. В. Чичерину
Телеграмма Г. К. Орджоникидзе И. В. Сталину
22 ноября 1920 г.
Сталину.
Радио раньше утра не может быть принято, мешает работа Москва - Ташкент.
Со слов Касьяна, Бекзадяна, Нуриджаняна(прим.армянские коммунисты) сообщаю следующее: при наступлении турок на Александрополь (прим. Гюмри, Ленинакан) дашнаки покинули город, оставшиеся в городе наши товарищи освободили из тюрьмы арестованных товарищей и сорганизовали Ревком, выпустили воззвание. Отряд Сепуха (дашнак), узнав об этом, двинулся и вновь занял Александрополь. Ревком, не имея военной силы, с красными знаменами двинулся навстречу кемалистам, бывшим в 20 верстах.
Армии почти нет. Дашнаки признают, что их агитация о большевистско-кемалистском союзе вызвала настроение не драться против Кемаля, раз он союзник большевиков. Раскол среди всех партий. Меньшевики-интернационалисты открыто в печати выступают за соввласть. На границе Казаха армянские части массами подходят даже с офицерами и спрашивают, как им быть. Резни в районе турецкой оккупации нет. Венизелос ушел в отставку, вместо него Гунарис. В Афинах коммунистами была устроена большая демонстрация. Мы все думаем, что медлить уже нельзя, подождем до утра.
(прим.С целью использования в советизации Армении турецких войск Кавбюро вело тайные переговоры с лидером турецкого национально-освободительного движения
Мустафой Кемалем, будущим отцом турок - Ататюрком) За возможное содействие ему была обещана военная помощь против английских оккупационных войск. После того, как по унизительному для Турции Севрскому (1920 г.) мирному договору к Армении отошли ряд территорий Турции, в июне 1920 г. войска Турции и Армении сошлись на границе. 30 октября 1920 г. турецкие войска заняли Карс, начали наступление на Александрополь и вскоре развернули наступление на Эривань.)
Телеграмма Г. К. Орджоникидзе В. И. Ленину, И. В. Сталину
Москва - Кремль Ленину. Сталину.
29 ноября , 1920 г., Баку
Постановление Цека только что получил. Армянский Ревком, отправленный в район Казах для подготовительной работы, получив массу приговоров от крестьян района Караван Сарай, Дилижан с указанием, что власти нет, армия разбежалась, с просьбой прийти, ночью самостоятельно перешел границу и продолжает движение в Дилижан, где вероятно будет провозглашена советская Армения. В связи с решением ЦК, не знаю как быть, боюсь что уже декларировали Советскую власть. Думаю, что все пройдет без особых затруднений.
Орджоникидзе.
(прим. Опираясь на поддержку Сталина в Москве, Орджоникидзе взял на себя инициативу силовой советизации Армении. Одновременно со сформированным им армянским Ревкомом, в Армению был отправлен «армянский» полк из частей 11-й армии. Узнав 29 ноября 1920 г. из телеграммы
Леграна о захвате полком Караван-Сарая. Орджоникидзе телеграфировал Леграну и Мдивани о необходимости активизировать переговоры с группой дашнаков, согласных на советизацию страны в случае включения их в Ревком. В тот же день в разговоре с членом РВС Кавказского фронта Трифоновым Орджоникидзе сообщил о продвижении «армянского» полка и просил учесть, что в офицальных сводках информации о полке не будет. Сообщив также о наличии Ревкома в Александрополе, Орджоникидзе закончил разговор вполне определенно: «Турки настаивают на вводе наших войск в Армению для утверждения Советской власти, считая это гарантией своего тыла. Положение становится совершенно ясным, нерискованным»
Запись разговора по прямому проводу А. М. Назаретяна и Г. К. Орджоникидзе
не ранее 30 ноября 1920 г.
Ростов на Дону.
У аппарата товарищ
Назаретян . Здравствуй Серго. Горю нетерпением узнать от тебя последние сведения. С твоей телеграммой Ленин ознакомился сегодня. Тебе послали от имени Кавбюро приветственную телеграмму для передачи Ревкому Армении.
Баку.
Здравствуй. Сегодня у нас связи с Ревкомом не было, надеемся получить через некоторое время. Сегодня же ночью общее положение было таково: крестьяне района Караван Сарай и Дилижана в восстании, ревком сегодня должен быть в Дилижане или подвинулся вперед. До сих пор дело идет без единого выстрела. В Эривани сейчас правительство
Дро , который, как будто, по словам Леграна, не прочь объявить Советскую власть, но в то же самое время почему-то оттягивает. Думаю, что он надувает Леграна. Сегодня в Баку было торжественное заседание Совета, на котором Нариманов прочел декларацию Азербайджанского правительства с указанием, что нет больше границ между Советской Арменией и Азербайджаном, что отныне Зангезур и Нахичевань являются неотъемлемой частью Советской Армении. Армянам Нагорного Карабаха представляется право самоопределиться. Богатство Азербайджана - нефть и керосин являются состоянием обеих союзных республик. Заседание прошло с большим подъемом. Тот же самый наряд красноармейских и рабочих митингов. Завтра отправляется вторая группа товарищей, везут собой керосин, мануфактуру и т. д. Размажь как следует все это в газетах.
Ростов-на-Дону.
4 декабря 1920 г.
Москва Кремль.
Здравствуй
Надя. Передай пожалуйста сейчас же Сталину, Ильичу и Чичерину следующее. События в Армении протекают без всяких осложнений. Ревком Армении сегодня должен прибыть в Эривань. Население Эривани восторженно встретило провозглашение Соввласти. Вся армия признала переворот. Легран настаивает на введении в ревком Дро и Тертерьяна. Турки относятся с большим недоверием к армянским коммунистам. Вопрос о вводе Дро и Тертерьяна в Ревком будет решен по прибытию Касьяна в Эривань. Возможно, что придется отказаться от известного решения. Мы уже занимаем Караклис. 2 числа Хатисов подписал мирный договор с турками, копию передаю Вам сейчас же. Из сообщения Мдивани, которое также будет передано сейчас же, для меня ясно, что турки полезут на Батум. Вчера был у меня Алшибай, страшно встревоженный, которого я успокоил, хотя едва ли он мне поверил. Необходимо гнать вовсю армян коммунистов из Москвы. Отправьте немедленно Тер-Габриэляна. Тифлисская печать констатирует провал переговоров Константинополя с Ангорой. Симптоматична легализация коммунистической партии в Ангоре.
Орджоникидзе
12 декабря 1920 г.
Орджоникидзе получил телеграмму от полпреда РСФСР в Армении Леграна, в которой сообщалось о провозглашении в Армении советской власти. Легран сообщал также: «Командному составу армии (прим.армянской) гарантирована безопасность, тоже дашнакам, за исключением лиц непосредственно ответственных за политику министерства
Оганджаняна. Приказ об их аресте мною выдан. Штаб нашей дивизии находится в Дилижане. От имени Российского советского правительства мною объявлено: Россия признает безусловно входящими в территорию Советской Армении Эриванскую губернию, часть Карской области, обеспечивающую в военном отношении и обжелдорлинии по проходящей через Александрополь на Эривань , Казах и Каракилис, Зангезурский уезд, часть Казахского предела до согласования 10 августа и те части Тифлисской, которые были обладаемы Арменией до начала Турецкого наступления. Приказ об освобождении коммунистов отдан и проводится исполнение. На случай враждебных действий турок необходимо иметь поближе достаточные военные силы, принято ли это во внимание »
(прим. 2 декабря 1920 г. армянское правительство дашнаков подписало с правительством Турции Александропольский мирный договор. В соответствии с договором Нахичевань, Шарур, Шахтахты переходили под протекторат Турции. В обмен Турция обязывалась предоставить дашнакам военную помощь. Российское же советское правительство, использовав помощь Кемаля в советизации Армении, хотя и стремилось сохранить максимум армянской территории, но все же видело в Кемале возможного союзника в дальнейшей советизации региона. Вели переговоры с турками наркоматы иностранных дел и по делам национальностей. Значительное влияние на их исход оказал Сталин, встречавшийся с турецкой делегацией 9 марта 1921 г. 16 марта 1921 г. в Москве был заключен советско-турецкий договор «О дружбе и братстве». Граница Турции была определена по северной административной границе Ардаганской и Карской областей. Одновременно было принято решение о дальнейшей помощи Турции деньгами и оружием при соблюдении ею советских интересов в Грузии.)
Г. В. Чичерин - И. В. Сталину
10 марта 1921 г.
Товарищу Сталину.
Уважаемый товарищ
Турецкая делегация заявила, что имеет императивный мандат заключить письменное, а не устное соглашение об оказании ей нами помощи оружием и золотом. Раньше она об этом не упоминала, и, вспоминая все разговоры и переговоры с ней, я убежден, что она это придумала теперь. Названная турками сумма в 150000000 рублей золотом есть, несомненно, запрос восточных людей. В прошлом году Бекир-Сами настаивал на 8 000 000 рублей. Центральный Комитет согласился выдать 7000000 рублей золотом, из которых турки уже получили 3000 000 рублей. Итак, остается получить еще 2 000 000 рублей. Мы им об этих 2000000 руб. и вообще о цифре 5000 000 до сих пор не говорили, а все время говорили лишь в общей форме, что еще сколько-нибудь будет оказано помощи. Для их бюджета это, конечно, ничтожная помощь. Ввиду того, что оружия мы можем дать очень мало, они настаивают на выдаче большой суммы золотом, чтобы они сами могли приобрести оружие.
Этот пункт играет по существу громадную роль, ибо сближение с нами дает туркам очень мало реального, если мы им не помогаем таким ощутительным образом. Если им не помочь, они могут фактически увидеть себя вынужденными изменить свою политику. Поэтому этот пункт заслуживает особенно серьезного внимания.
С коммунистическим приветом ,
Чичерин .
Отсюда