19 февраля 1796 г. С.-Петербург
Преосвященнейший владыко!
Милостивый государь мой!
Отправленная копия от вашего высокопреосвященства через Иосифа Ивановича Хорвата сведения об Армении и о прилежащих к ней персицких провинциях, с картою сих областей, я получил исправно, видя многими опытами на попечение ваше о благе единовернаго вам народа, обращаемое всегда на пользу России, и, отдавая вам в сем случаю полную справедливость, приемлю я доставление помянутых сведений с крайнею признательностью, как новый довод благонамерения вашего к высочайшей службе, и неусыпнаго вашего о пастве вашей попечения, о чем и не оставлю свидетельствовать пред е. и. в. для утишения возникших в сопредельных нам персицких областях замешательств, и для ускромления
высокомернаго и лютаго аги Магмета различными коварными и насильственными способами похитившего в персидском государстве верховную власть, повергнувшаго безчеловечными мучениями и грабительствами оныя области в опусташение, варварски истребляя противящихся хищной власти его, и увлекая невинных христиан в неволю, и, наконец, дерзнувшаго возстать противу пользы России, и стремящегося поставить и самые пределы империи в опасность. Е. и. в. благоугодно повелеть отправить в Персию сильный корпус войск под предводительством брата моего графа Валериана Александровича . Извещая о сем ваше высокопреосвященство для собственнаго вашего сведения, прошу покорнейше показать новый знак усердия вашего к службе: отправиться в Моздок для свидания с братом моим ради объяснения по делам персидским и сопредельных с ним государством народов, о которых вы имеете там обширныя и подробные познания. Сие сведение, полагая для службы весьма полезным, крайне я вам обязан буду, естли вы предпримете сие путешествие без отлагательства. На проезд вашего высокопреосвященства предписано от меня господину екатеринославскому губернатору доставить к вам тысячу рублей. В прочем, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть, вашего высокопреосвященства покорный слуга.
Подлинное подписал:
граф Платон Зубов.
Из "Письмо
Иосифа Аргутинского В. Зубову "
... можно перейти реку Куру и остановившись на Мугане, дать повеление шушинскому
хану Ибреиму , - чтобы он сам или по меньшей мере старшаго сына своего с армянскими меликами прислал к вашему сиятельству; исполнение Ибреима такова вашего сиятельства повеления послужит за довод его верности и усердия к России. И, по закончении там нужных дел, итти можно безпрепятственно на Тавриз или на Ардавель, куда в последствии удобнее покажется, а предъявленнаго Ибреима необходимо нужно истребовать сына с тысячью его войска, и пять армянских меликов, с их пятью тысячами войска, для разнообразнаго употребления; а паче в передовые, так как оные духа военнаго не чужды. Естли же шушинский хан повеления вашего исполнить непохощет, то сие явным доказательством будет его неверности и коварного обмана. В таковом случае можно употребить армянских меликов, кои послужат удобным средством к низложению и лишению его сего выского местнаго степени и крепости, а тем весь Адрубежан в повиновении без оружия удержать можно, удобно число армянскаго войска и к пользе российской умножить многочисленно, и все наконец, предприятия видимо будут клонится к благополучному концу. Хан шушинский, по мнению своему, почитает крепость свою непреодолимою; но в том может легко обманутся, ибо крепость и сила его состоит наиболее в армянах, которые, хотя храбры и мужественны, однако по истинной преданности ко престолу российскому, не только противу россиян оружие не примут, но и к достойной гибели Ибреима, естли бы он оказался вероломным, будут споспешествовать. Нужно только армянских меликов обнадежить в тайне милостию и покровительством е. в.
Переписка полностью и трагический итог от мелика Фридона