На другой день царь Александр, прусский король с королевой и великий князь Константин снова явились на обед. Наполеона
обслуживал я и все время был рядом с ним. Прусская королева и русский царь так пристально меня разглядывали, что Бонапарт наконец сказал Александру:
- Сир, Рустам был вашим подданным. Царь удивился:
- Как это?
- Да, он родился в Грузии, и - поскольку нынче Грузия под вашим владычеством, значит, он ваш подданный.
С этого дня , глядя на меня, Александр всегда улыбался.
В
Тильзите торжества и увеселения следовали одно за другим. Императоры Франции и России каждый день устраивали смотр нашим войскам, даже гвардейским, хотя общее число войск составляло сто сорок тысяч, причем все старые, опытные вояки. Помимо этого, оба императора каждый вечер без телохранителей прогуливались под руку по улицам Тильзита.
А однажды французские гвардейцы пригласили на обед под открытым небом русских гвардейцев. Из Варшавы, Гданьска и Эльбинка привезли разные закуски и много вина. Столы были накрыты прямо на городском бульваре. В самом начале обеда выпили за здоровье царя, а когда подносили горячие блюда, пушки отсалютовали шестьюстами залпами. Французские и русские солдаты были навеселе, а большинство пьяны. Многие обменялись мундирами и картузами, все плясали на улицах, потом французы и русские вместе прошли под окнами резиденции Наполеона, крича:
- Да здравствуют императоры!
Один русский артиллерист слишком много выпил, все время спотыкался и падал. Француз-гренадер поставил его на ноги и приструнил:
- Ох, чтоб тебя, не можешь, что ли, ходить прямо, как все!
Он пнул его ногой в зад, все захохотали и с удовольствием слушали пьяный разговор двух гренадеров.
Однажды, когда Бонапарт совершал свой утренний туалет, я заметил, что орден Почетного Легиона прикреплен к его мундиру слабо. Я хотел поправить, но он не позволил:
- Я нарочно это сделал, - сказал он.
Сели на коней, поехали с визитом к царю. Когда мы уже уходили из отведенных Александру покоев, Наполеон подошел к столпившимся возле дверей русским гренадерам и сказал:
- Позвольте, сир, вручить этот орден Почетного Легиона одному из лучших ваших артиллеристов.
Представили самого пожилого воина.
Император снял с груди слабо прикрепленный Крест и протянул русскому воину, который очень расчувствовался . Он поцеловал Бонапарту руку, подол его мундира, и все вместе воскликнули:
- Да здравствует великий Наполеон! Рустам Раза "Моя жизнь рядом с Наполеоном" P.S. После чтения , у меня возникает несколько вопросов:
1. Почему наполеоновская война Европе , в российских учебниках( да и не только в них) истории , не трактуется как Первая Мировая война, а лишь только , как первая "Отечественная" ?
2. Что бы было , если бы Бонапарте одержал победу?
3. Почему ставший мамелюком , карабахский тбилисец не поехал с императором на Эльбу?