.... непонятно до конца и то, каким оно будет, это самое крымское будущее. Из возможных вариантов точка поставлена лишь в одном - игровой зоне на полуострове быть. С остальным туманно. Есть наметки развития Севастополя - местные власти предлагают делать ставку на IT-индустрии, рыболовстве, авторском виноделии и туризме. Кому-то список покажется вполне прогрессивным и конкурентоспособным, но вся проблема в том, что в новой реальности сам термин «конкурентоспособность» с Крымом уже не сочетается. Территории со спорным правовым статусом выживают лишь за счет госвливаний. Поэтому главная составляющая крымского будущего - это этатизм, всепоглощающая и исключительная роль государственной вертикали.
Иного выхода и не может быть у региона, который оказался в международной изоляции. Международных авиарейсов сюда не будет, зарубежных инвестиций - тоже. Главное правило успешного развития - транспарентность и открытость - для российского Крыма недоступны по определению. Здесь не действуют рыночные условия, поэтому полуостров будет оставаться на аппарате искусственного государственного дыхания: будут деньги федерального центра - будет и рыболовство и виноделие. Мы это уже видели на примере Чечни.
Впрочем, сам полуостров сегодня меряет свою повседневность не по украинскому прошлому, а по украинскому настоящему. Оттого любые аргументы здесь не работают. «Лишь-бы-не-было-войны» и «никуда-не-денутся-признают» - вот, пожалуй, две самые популярные позиции среди крымчан. Мол, Украине осталось жить считаные месяцы, мы успели вскочить в спасательную шлюпку, Россия не сегодня, так завтра Америку «заборет», а все, кто не согласен, - чемодан-вокзал-Киев.
Во всем этом есть какая-то злая ирония. Крым всегда ощущал себя на острие борьбы - с «мировой закулисой», «планом Даллеса» и НАТО. В его собственном самоощущении он был одним из ключевых носителей советской картины мироустройства - той, о которой воскресными вечерами жестикулирует
Дмитрий Киселев. Его мечта сбылась - сегодня полуостров и правда стал краеугольным камнем мировой геополитики. Да только его новое гражданство будет главным испытанием для Москвы: санкции никуда не денутся, экономический рост будет замедляться, признания не будет. 18 марта ничего не закончилось - напротив, все только началось. На полуострове принято считать, что Крым после референдума стал акушером новой российской эпохи. И никто не хочет думать о том, что сто с небольшим дней назад он выступил в роли могильщика старой.
Статья "Что Россия и Крым делают друг с другом"
полностью
P.S.
Крым, совершенно обезлюдевший еще во время моего первого путешествия, еще более пришел в упадок. Многие из тех лиц, которых Россия привлекла сюда, чтобы положить начало заселению, уже удалились. Здесь находится в настоящее время знаменитый натуралист Паллас, но после шести месяцев пребывания Крым ему опротивел. Крым в настоящее время пустеет, что непонятно: вид его горной части ласкает взгляд, а по плодородию он может сравняться с лучшими частями Италии.
Торговля на Черном море со времени последней войны находится в застое. Заключение мира не вернуло сюда старые силы, и не привлекло новых, несмотря на большие обещания русского правительства; русская торговля на Черном море, если о будущем надо судить на основании настоящего, никогда не сделает значительных успехов, пока в этой части империи будет продолжать господствовать совершенно военный режим.
Письмо Сардинского посла барона де ла Турбиа о России , 1796 г.