Знание - сила
Гностицизм - (греч. gnosis ; познающий, знающий )
Манихейство - составленное из вавилонско-халдейских, иудейских, христианских, иранских (зороастризм) гностических представлений синкретическое(соединяющее)религиозное учение по имени пророка Мани или Манеса
Отцом Мани был парфянский князь аршакидского происхождения по имени Патик, живший в Хамадане, столице Мидии; мать, Мариам, происходила из парфянского княжеского дома Камсараканов. Как многие в ту эпоху, отец Мани был увлечен поисками религиозной истины. Мани родился 14 апреля 216 года в Вавилонской области в местечке Мардину, близ Ктесифона ( Вавилония) , и воспитывался отцом в его вере. Судя по арабским источникам, семья Мани принадлежала к движению «омывающихся» - мандеям (арамейск. manda - «знание», то есть то же, что и gnosis) .
Мани начал проповедовать первоначально не в Месопотамии, а в Индии. Скорее всего, это были дальние восточные окраины Ирана смыкавшиеся с северо-западной Индией, в которых в то время процветал буддизм. Встреча с этой мировой религией произвела на Мани глубокое впечатление; это выразилось в том, что Мани перенял некоторые принципы организации общины и методы для проповедования своего учения. Деятельность Мани в Индии длилась чуть больше года, после чего он сел на корабль и вернулся в провинцию Персиду. После пророк отправился проповедовать в Вавилонию , а затем в Мидию и Парфию.
Примерно к этому времени относится начало процесса смешения иранских жреческих групп, и приведения их к единому учению - магов с центром в Шизе (Мидия Атропатена) и гербадов в Персиде (Фарс). Результатом было возникновение настоящей зороастрийской общины и создание канонической литературы - «Авастака»(Авесты). Маги занимали ведущее положение, и в дальнейшем, на протяжении правления Сасанидской династии, в качестве членов инквизиционного суда с яростью преследовали христиан, манихеев, буддистов и другие религиозные меньшинства. Одним словом, зороастризм в середине III века консолидировался для отпора манихейству. Это в свою очередь привело к ещё большей изобретательности Мани и его единомышленников: они проповедовали на западе и востоке, предпринимая миссионерские путешествия в различные части империи . Вероятно, существовала связь Мани с религией Митры, хотя в письме он именует себя «Мани, апостол Иисуса Христа».
Коптские источники сообщают, что жалобу на Мани составили именно маги, последователи Зороастра .Он был закован и заключен в тюрьму, где силы 60-летнего Мани исчерпались, и он умер от истощения. По другим версиям Мани либо был распят, либо с него заживо содрали кожу. Известие о его смерти быстро распространилось по Бетлабаду. В город стекалось множество людей, собиравшихся в толпы. Царь отдал приказ проткнуть тело Мани горящим факелом, чтобы убедиться в его смерти. После этого мертвое тело было разрезано на куски, и отрубленную голову поместили над городскими воротами Бетлабада.Земные останки позднее были захоронены верными учениками в Ктесифоне.
Учение Мани - это дуалистическое учение о борьбе света и тьмы, добра и зла. Беря свои истоки из гностицизма, оно требовало от определенного круга последователей, строжайшей воздержанности, особенно в отношении питания, половой жизни, физического труда. Манихейские миряне, всегда составлявшие большую часть верующих, соблюдали лишь часть необходимых правил, что не отвергало возможности их спасения.
Поскольку Мани, считавший себя последним и главным из пророков Бога добра (до него пророками были Аврам, Моисей, Заратуштра, Иисус, Будда) стремился совместить все основные вероучения и заменить их, он стал преследуем всеми ими, в частности зороастрийскими священиками, от рук которых и умер. Несмотря на это, манихейство приобрело известное влияние и за пределами государства Сасанидов, а позднее - Аббасидов: на восток - вплоть до Китая и Сибири, на запад - до Испании и Галлии; Августин, который позднее резко выступал против манихейства, на протяжении семи лет был адептом этого культа.
Последователи Мани - павликиане проявились в 7 веке на востоке Византийской империи (в Зап. Армении). Религиозно-философское учение павликиан основывалось на дуализме. Павликиане отвергали Ветхий Завет, часть Нового Завета, а также культ Богородицы, пророков и святых, церковь, духовенство и особенно монашество.Государство павликиан было разгромлено византийскими войсками в 878 году. Большая часть павликиан бежала в Армению, где их последователями стали тондракийцы. Догматика павликиан оказала влияние на богомильство.
Богомильство зародилось в Болгарии в Х веке и быстро распространившееся в балканских странах. Формальным родоначальником его был поп Богомил, о чьей жизни известно крайне мало.
Согласно учению богомилов, Высочайший Бог имел первородного сына, Сатанаила, который захотел сделаться независимым от Отца и с частью подчиненных ему духов восстал против него, за что был низвергнут Отцом с неба. Тогда Сатанаил задумал основать свое независимое царство. Он сотворил видимый мир. Именно Сатанаил сотворил моря и океаны, создал растения и животных. Он же сотворил и тело Адама, но дать ему живую душу не смог. Вот почему он обратился с просьбой к Отцу, чтобы тот послал божественное дыхание для оживления человека. При этом он говорил, что он будет властвовать над телесной природой человека, а Отец над духовной и что человек своей духовной природой заменит Отцу падших ангелов. Однако затем Сатанаил решил совсем покорить себе род человеческий. Для этого он вошел в Змея, соблазнил Еву и произвел от нее Каина и его сестру Каломену.
Продолжение последовало на юге Франции , в местности , которая называется Лангедок, не входившее во Французское королевство. Лангедокское графство раскинулось от Аквитании до Прованса и от Пиренеев до Керси. Эта земля была независимой. Управляли графством дворянские династии, самыми значительными были графы Тулузские и могущественная семья Тренкавель. По своей высокоразвитости культура Лангедока, воспринятая большей частью от Византии, не имела в тогдашнем христианском мире себе подобных. В Лангедоке господствовала известная веротерпимость, которая принципиально отличалась от религиозного фанатизма в других частях Европы. Римско-католическая же церковь не пользовалась в Лангедоке особым уважением. Очевидная коррумпированность католического клира отчуждала от церкви не только народные массы, но и лангедокское дворянство. Характерно, что в графстве были католические храмы, где по 30 и более лет не служились мессы. Все графство было охвачено альбигойским учением, "вонючей проказой юга" , как именовали его католические иерархи.
Много было названий для лангедокских еретиков - "альбигойцы" - по имени города Альби, в котором их учение зародилось. Во-вторых, "катары" (от греческого katharos - чистый), в-третьих, "вальденсы" (или лионские бедняки) - по имени лионского купца Пьера Вальдо, который, как гласят легенды, роздал свое имущество и провозгласил бедность и аскетизм жизненным идеалом. Именно учение крайнего крыла вальденсов слилось с катарским. И, в-четвертых, "совершенные" ("parfaits").
Учение катар принципиально не отличалось от богомильского: мир сотворил злой бог Сатана, о котором и говорится в Ветхом Завете, в отличие от доброго бога, невидимого Отца, сыном которого был Христос. В человеке духовное противопоставляется телесному. Телом человек принадлежит Темному богу, душой - Светлому. Тело рассматривалось как темница, в которую Сатана заключил плененную им душу. Причем Сатана "дал тела для их поругания", и в качестве особого извращения приделал к ним половые признаки, чтобы способствовать большему порабощению их душ.
Первоначально катары делились на "совершенных", "верующих" и "сочувствующих". "Совершенные" являлись распространителями веры и организаторами. Они вели крайне аскетичный образ жизни в невероятной строгости нравов. Они не позволяли себе даже шуток; избегали всего, что "вело к воспроизведению животной жизни", то есть соблюдали абсолютное целомудрие, считая, что любое сношение между мужчиной и женщиной равносильно кровосмешению (и вообще половые органы даны людям для поругания собственных тел и душ); не ели ничего животного (мясо, яйца, сыр), только водное (т.е. рыба позволялась) и растительное; три раза в неделю не ели ничего, кроме хлеба и воды и соблюдали сорокадневный строгий пост четыре раза в году (св. Бернар, говоря о приметах этих еретиков, отмечает: "щеки их бледны от постоянных постов"). Принимая такие обеты, они также клялись не отрекаться от веры даже под пытками, говорить только правду и... клялись не клясться. Они не занимались никаким трудом, так как их деятельность в целом заключалась в проповеди. Им поклонялись как святым, и они имели силу простым наложением рук очищать человека в его предсмертный час и предавать его в руки Доброго Бога.
В дальнейшем манихейство - гностицизм оказал большое влияние на протестантскую веру в Европе, в частности на учение Мартина Лютера и пуританство.
В целом учение гностицизма , и ее основа - манихейство предстаёт как одна из форм кризиса рабовладельческой формации , вернее как попытка найти новый мировоззренческий синтез и гармонию. Оттеснённый на задний план официальной христианской идеологией, он служил питательной почвой для всех форм протеста разных слоев общества по всему миру, сыграв значительную роль в генезисе и развитии человечества. Венцом гностицизма считается теософия - (от греч. theos Бог, sophia мудрость) в широком смысле интуитивное
мистическое богопознание, созерцание Бога, в свете которого открывается таинственное знание и сущность бытия