"Есть основания предполагать, что сначала появляется понятие «капитализм» с его устойчивым марксистским содержанием на русском языке, и далее эта «выкованная» в русских философско-политических дискуссиях и «закрепленная» в словарях форма оказывается образцом для марксистского толкования капитализма в принципе. Так, европейское понимание капитализма, по сути, оказывается фундировано русскими смыслами."
Наумова Е.И. Понятие «капитализм» в истории русского самосознания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2022. Т. 38. Вып. 3. С. 354 - 363.
[Spoiler (click to open)] "Ленин оставался верен наивному материалистическому оптимизму XIX в., не имея достаточно полного представления о новых идеях и проблемах, затронутых европейской культурой в XX в. И этой его установке предстояло стать характерной для большевизма в целом."
Люкс Л. Большевизм, фашизм, национал-социализм - родственные феномены?
Вот именно это постоянной занозой маячило в моем уме. Марксизм стал догмой, не имея возможности развиваться. Фактически советский марксизм был явлением XIX века, пытавшийся существовать в XX веке. Оперируя знаниями XIX в. он не адаптироваться в XX веке под новые знания и новые условия. В этом его фундаментальная слабость. Ось, на которую крепилось все остальное.
"А. Мейер пришел к выводу, что употребление понятия «тоталитаризм» применительно к советской государственности не имеет под собой оснований, а характеристика западной политической системы как «демократии», «открытого общества», «свободного мира» «по существу представляет собой не что иное, как наивную и безоговорочную ее идеализацию».
Тоталитарная концепция еще более зашаталась, когда в дискуссию политологов включились историки: М. Брошат, Х. Моммзен, У. Лакер, Ю. Кокка, В. Випперман, Дж. Каутский и др. Их работы, посвященные истории фашистской Германии и сталинизму, неизменно оказывались гораздо глубже. Отождествление нацизма и сталинизма они однозначно отвергли. (...) В отличие от ученых, идеологи стран Запада не сомневались в правомерности применения по отношению к СССР термина «тоталитаризм» и использовали его самым широким образом. В США это происходило в силу их имперского взгляда на мир. Воспринимая себя как передовую нацию, а свою страну - как носителя универсальных ценностей и институтов, американские правительства методично добивались гегемонии во всех регионах мира [12, с. 555]. В отличие от остальных стран Запада, США создали империю другого типа, т. е. вместо захвата территорий они экономическим или политическим путем расширяли сферы влияния".