"Писатели свободы" ("Freedom Writers"), 2007 г. Фильм повествует о жизни подростков одной из школ Лонг Бич (большой город-пригород) Лос Анджелеса. В фильме говорится, что сценарий основан на дневниковых записях учеников, которые написали совместно книгу под таким названием. История начинается с 1994 г., когда в одну из школ города приходит новая учительница, желающая помочь ученикам выбраться из полного ****ма жизни, закончить хотя бы школу, а кому и повезет, поступить в колледж. Розовые пузыри толерантности училки разбиваются о жестокость американской жизни, где каждый друг другу враг, каждый должен стоять за "своих" и их прикрывать в любой ситуации (черные черных, латиносы латиносов, узкоглазые узкоглазых, камбоджийцы камбоджийцев). Кроме одного белого, никто в классе не знает, что такое Холокост, зато ученики знают, что такое уличная преступность. Наморщив лоб, молодая училка решает устроиться на дополнительную работу, чтобы оплатить экскурсию в музей, где наглядно показано, как издевались над евреями в нацистской Германии. Одновременно, детям предложено записывать в дневник все, что они хотели бы высказать. Потом, по материалам дневников, как бы снят этот фильм. И у новой училки получается заинтересовать своих учеников учебой, терпимее относиться друг к другу. [Spoiler (click to open)] Возможно, дележ города по территориям, это проблема Лос Анджелеса и Калифорнии,а не остальной Америки, в эту проблему по городам я не вдавался, в фильме именно на этом заострено внимание. Подростки считают себя на войне в уличных разборках солдатами, у каждого имеется свое оружие, они воюют и погибают на этой войне. Территориальная война, подростковый бандитизм, дискриминация по расовому и национальным признакам, наркомания, проблемы статуса и заработков учителя, социальная дискриминация - полный набор проблем типично американского общества. Все это до сих пор - отличительная черта Америки. Миллионы людей страдают и погибают от дискриминации, расизма, уличных разборок. Но главная проблема американцев, оказывается, - проблема единичных геев и трансгендеров. Да, это ужас, ужас и дискриминация. Других проблем нет. Раз уж, отклоняюсь от темы, то хотелось бы высказаться по близкой теме. Пару лет назад появлялась новость, что американская девочка удалила себе грудь, ждет полового созревания, чтобы удалить все остальные причиндалы, ведь она считает себя мальчиком. Проверял по американским сайтам, была такая новость, но подробностей неизвестно. По-моему, у девочки психологические (скорее всего, обычные подростковые) проблемы - нет взаимопонимания в семье и со сверстниками, еще какие-то расстройства. То, что в детстве и в таком 13-летнем возрасте, кажется проблемным, потом кажется наивным и детским. Что будет, если в 20-25 лет она захочет ребенка и почувствует себя женщиной, но будет уже поздно? С помощью надуманной проблемы, возведенной в моду, пытаются решить свои какие-то комплексы и некоторые возможные расстройства. У Мередит Смолл в книге "Причем здесь любовь" упомянут случай с одной журналисткой, которая выдавала себя за лесбиянку, чтобы привлечь внимание к теме нетрадиционной сексуальной ориентации. Иными словами, люди выдавали себя за тех, кем в действительности не являлись, только ради рекламы, моды. То, что вроде бы имеет правотворческий характер, оборачивается диктатурой меньшинства и манипуляцией. В США можно выиграть суд, если ты еврей и тебе в чем-то откажут. Если тебе в чем-то отказывают, всегда можно сослаться на то, что ты ... (черный, еврей, гей, лесбиянка, латинос, узкоглазый... - нужное подчеркнуть или вставить свое). О правах меньшинства уже нет и речи. Речь идет о манипуляции, политике и фашизме.
Далее с фильмом "Писатели свободы" попытаюсь связать, казалось бы, противоположный по своему характеру фильм об элитной американской школе
"Общество мертвых поэтов" ("Dead Poets Society"), 1989 г. Вроде бы интересный фильм о том, как учитель пытается привить детям вольнодумство и нонкомформизм. Именно потом на такой почве детской безмозглой вольнодумности появляются надуманные проблемы с геями, трансгендерами и прочими родителями №1 и №2. Фильм имеет оборотную сторону: вместо того, чтобы прививать некоторые зачатки самостоятельного мышления, вместе с дисциплинированностью, детей учат выделяться. Кстати, в фильме педагог-ортодокс вполне верно заметил, что в таком возрасте еще рано приучать к самовыделению, сперва надо приучить к дисциплине. Фильм показывает, как можно разрушать устои и привычные, всем понятные нормы. В фильме корректно обошли такой момент, что учеба идет в ущерб образованию, да и в ущерб работающей системе. Ты крут только потому, что ты какая-то офигительно офигительная самоличность, правда у которой еще нет ни мозгов, ни жизненного опыта, ни даже понимание самого себя. А поскольку у детей зачастую не хватает еще мозгов и знаний, но каждый мнит себя НЕ_ТАКИМ_КАК_ВСЕ, поэтому появляются крашеные в разные цвета волосы, пирсинг, тату-наколки (извините, но я не вижу разницу между тату и наколками), особая одежда и прочее, ибо мозгов на большее не хватает. На этом и строятся по-сути субкультуры, которые теряют новизну, привлекательность, забываются и практически исчезают со временем. Желание выделить себя, "я не такой, как все", проявляется сугубо через внешность, теперь еще и в не такую, как у всех секс-ориентацию. Сейчас я заметил, что проблема самоопределения пола и ориентации часто проходит (судя по видеороликам) по линии проблем подростков, детской психологии в Америке. Может быть, проблема кроется не в самом определении себя тем или иным гендером, а в подростковой психологии на фоне современного общества, социальных, экономических проблем, сопряженных с различными особенностями детской(подростковой) психики - попытка влиться в общество, как-то самоутвердиться?.. Никто об этом не задумывался?
Я бы разделил нонкомформизм как самоцель и умение самостоятельно мыслить, осознание своей индивидуальности на основе своего характера, знаний, поступков и т.п. Фильм больше акцентируется на первом аспекте, а не на втором. По итогу, в фильме они даже не знают общего курса, который им необходимо владеть, но, все они вольнодумцы. Знаний нет, к дисциплине не приучены, к работе над собой тоже, зато вольнодумцы и "личности". Фильм интересный, но двоякий. На своем опыте на согласен с главными установками, как они реализованы в фильме.
Еще один фильм со смыслом "Учитель на замену" (в оригинале: "Detachment" - отчуждение), 2011 г. Фильм не очень цепляет, главным персонажам никак не сопереживаешь, остаешься абсолютно холодным. В самом конце что-то в душе шевелится, но тут же замирает. Не стану пересказывать сюжета, обращу внимание на то, как в фильме проявляется влияние абсолютно посторонних, чуждых учебно-образовательному процессу, факторов, которые влияют на систему образования США, что является одной из причин низкого уровня школьного американского образования: низкий статус учителя и люди, не связанные с преподаванием, которые руководят школами, учебными процессами. В США школа - это бизнес. Не знаю, как сейчас, но еще десять лет назад тесты продавались специализированными фирмами, у нас чиновники тоже пытаются лезть в учебный процесс, указывая, как надо учить, не понимая, что чрезмерный объем информации нельзя запихнуть в короткое время в детскую голову; ведь информацию следует не столько знать (объем информации), сколько её понимать. У нас чиновники лезут в образование, у американцев бизнесмены. У американских разработчиков тестов нет цели дать знания, навыки, умения, у них задача - продать товар. Всё. На этом заканчивается образование. Дальше - проблема учителей и конкретных школ как и чему они научат детей.
Фильмы вроде упомянутых "Писатели свободы", "Учитель на замену" или "187" показывают наше примерное российское будущее, если мы не сформулируем для самих себя, чего мы ждем от среднего образования, что хотим получить на выходе; если не решим проблему со статусом учителя, его зарплатой за пределами Питера и Москвы, вмешательством чиновников от образования в процесс обучения; а так же проблему с миграцией из ближнего зарубежья (прежде всего с Кавказа и Средней Азии) и интеграцией приезжих в российское общество.