Учитесь помнить и оплакивать погибших, тогда вы лучше будете ценить и беречь живых.
М. Каюмов. Мои учителя. С. 44.
Царство небесное - это утешение, вымышленное страдальцами, пытавшимися найти объяснение тяжелой жизни. Однако даже самые ярые приверженцы религии отнюдь не рвутся покинуть землю и поскорее попасть на небо: смерти страшатся и они, и они тоже хотят жить, предпочитая существовать на грешной земле, нежели блаженствовать в царствии небесном. По большим праздникам верующие, так же как и атеисты, желают своим близким и самим себе долгих лет жизни, доброго здоровья, хотя, чтобы быть последовательными, они должны были бы желать друг другу "кратких лет жизни", то есть скорейшей кончины и обретения "вечного блаженства". Наконец, даже и сами верующие не сумели придумать для человека иного счастья в потустороннем мире, чем жизнь. Ведь счастье небесное мыслится ими не иначе как "жизнь вечная". Разве это не доказывает нам еще раз, что у человека нет большего представления о счастье, чем жизнь?
Там же. С.55.
[Spoiler (click to open)] Если бог вечен и неизменен, тогда таковой должна быть и его воля: то, что бог считал добром и злом в библейские времена, то он и теперь считает и будет считать добром или злом. Но на самом деле это не так: моральные принципы изменяются вместе с изменяющимися условиями жизни людей, вместе с изменяющимися отношениями между людьми....
Постоянными и неизменными остаются разве только термины "грех" и "добродетель", но не их содержание...
Принципы морали религия необоснованно объявила своими. Знак равенства здесь незаконен...
Моральные принципы возникают и существуют потому, что человек живет в мире не один, а вместе с другими. Это обстоятельство само собой требует, чтобы люди определенным образом нормировали свои поступки, придерживались определенных правил...
И. Рагаускас. Нормы "вечной" нравственности. С. 55 - 66.
О наши раньше времени поседевшие матери! В руках тяпка, на плече серп, а в глазах грусть и боль ожидания. Вы не кончали ни гимназий, ни высших, ни низших школ. Вашей единственной школой и книгой были неутомимый труд на земле, зерно в земле, солнце над землей, дети у груди и дети у ног. Золотое Возрождение оставило человечеству образы мадонн. А кто писал наших мадонн, босоногих мадонн с тяпкой в руках либо с серпом на плече и младенцем у груди?